Как выстроить личные границы на работе: советы психолога
Устанавливаем доброжелательные отношения с коллегами, сберегая и свою, и их нервные системы.
Прекрасно, когда с коллегами можно что-то обсудить, вместе посмеяться над забавной ситуацией или попросить совета. Но не всегда в коллективе бывают тёплые и дружественные взаимоотношения. Бывает, что коллеги лезут с расспросами, вовлекают вас в обсуждение тем, неприятных для вас или дают непрошенные советы. Избежать этого можно с помощью выстраивания личных границ. Как их нащупать, рассказывает Виктор Степанов, корпоративный психолог Контура:
"Здесь работает старое правило — относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам. Чтобы ваши личные границы уважали и вообще замечали их, бережно общайтесь с окружающими и не переходите их границы. А иначе как люди поймут, что личное пространство и спокойствие — это что-то значимое для вас?", — говорит он.
Психолог советует по возможности избегать конфликтов — твёрдо обозначить коллегам темы, которые вы не хотите обсуждать. И постараться игнорировать попытки подключить вас к разговору. Рано или поздно коллегам надоест ваша безучастность и вас более не будут приглашать к обсуждению неприятных тем.
"Во время конфликтов люди часто выплескивают негативные эмоции. А когда в конфликте человек руководствуется эмоциями, он находится во власти когнитивных искажений и трактует все мысли не в пользу оппонента. И может показаться, что за этим есть основания. Но чаще всего это не так — человек хочет избавиться от эмоционального груза, поэтому позволяет себе сказать лишнего. Если вы почувствуете, что высказывания нарушают ваши границы и обижают вас — скажите прямо, что не хотите продолжать разговор. Вы сможете вернуться к обсуждению, когда ваш коллега сможет справиться с эмоциями и выдавать конструктивные ответы", — напоминает Виктор Степанов.
Ещё один лайфхак — попросить коллег не тревожить вас в нерабочее время по нерабочим вопросам. Возможно, ситуация критическая и правда нужно помочь решить проблему. Но если задача ждет до следующего рабочего дня, предупредите коллегу, что вы ответите в будний день. Чтобы ситуация не повторялась в будущем, научите коллег отправлять сообщения с отложенной датой.
Ситуации внутри коллектива бывают разными. И если отстраниться от слишком назойливого коллеги собственными силами не получается, не лишним будет попросить вмешаться руководителя. Возможно, с его помощью удастся найти путь решения проблемы.