Где юмор, там и правда: как создавались лучшие фильмы Эльдара Рязанова
18 ноября исполняется 95 лет со дня рождения известного советского и российского режиссёра. Вспомним его яркие работы.
Фильмы Эльдара Рязанова продолжают жить, хотя уже давно нет ни той страны, в которой было снято большинство из них, ни, увы, самого постановщика. Несколько поколений зрителей до сих пор переживают за отношения Новосельцева и Калугиной, восхищаются храбростью Шурочки Азаровой, поют песенку про пять минут вместе с Леной Крыловой и отправляются в баню 31 декабря, следуя примеру Жени Лукашина...
Актёры и герои этих фильмов любимы публикой, поскольку зрители чувствуют их похожесть на себя (или свою — на них) и любят хороший юмор, которого в творчестве Рязанова предостаточно. "Где есть юмор, там есть и правда", — любил повторять сам режиссёр.
Однако зритель всегда видит только одну сторону кинематографического чуда — готовый "продукт", картину на экране. А обратная сторона — кропотливый процесс создания картины — зачастую не менее интересна:
"Гараж" (1979)
В работе с актёрами Эльдар Рязанов нередко применял метод "кнута и пряника" — в этом фильме метод стал основополагающим. Фильм сняли в рекордно короткий срок (за 24 дня) благодаря отсутствию выходных в съёмочном графике, а также благодаря профессиональной хитрости режиссёра. Съёмка велась сразу с трёх камер. Причём, актёры не знали, какая из них кого (и когда) снимает, кого берут крупным планом и т.д., поэтому работали с одинаковой отдачей во всех сценах, не выходя из образов. Но были и те, кто отвлекался или "недожимал" — таких актёров Эльдар Александрович наказывал, сокращая текст роли и лишая крупных планов. Относящиеся к работе добросовестно наоборот получали больше реплик и крупных планов.
"Девушка без адреса" (1957)
Это была вторая по счёту режиссёрская работа Рязанова, к которой он приступил с явной неохотой. В роли главной героини Кати постановщик видел исключительно Людмилу Гурченко, проснувшуюся знаменитой после премьеры "Карнавальной ночи". Но худсовет выступил против этой идеи, поскольку в "Девушке без адреса" рассказывается совсем другая история, а значит, и актёрский состав должен быть новым. Да и в стране немало других талантливых актёров.
На роль провинциалки Кати была утверждена Светлана Карпинская — студентка филфака, не знакомая с нюансами актёрской профессии. Рязанов был недоволен её кандидатурой, но позднее смирился. Несмотря на отсутствие профильного образования, Светлана очень органично существовала на площадке. Но девушку очень обижало то, что режиссёр запрещал наносить ей грим и предлагал нелепые наряды. Ей очень хотелось выглядеть в кадре не менее эффектно, чем прочие актрисы.
"Даже мой партнер Рыбников говорил: «Какая чудная девочка! Что же она у вас все время в какой-то убогой юбке ходит и в этом жутком платке? Да вы хоть волосы ей распустите!» Ведь у меня была коса до колен, которую так никто и не увидел", — вспоминала расстроенная Карпинская.
"Гусарская баллада" (1962)
Фильм был выпущен на экраны к 150-летию Бородинской битвы. Изначально худсовет не одобрил идею фильма, однако Эльдар Рязанов был очень убедителен, говоря о том, что "Гусарская баллада" никоим образом не исказит историю и не высмеет гусарскую доблесть, а наоборот, возвеличит подвиг победителей сражения.
Самыми трудными с технической точки зрения оказались съёмки зимних сцен. Картину снимали весной — со снегом тогда была "напряжёнка", поэтому снимать приходилось то в тени (где ещё не успели растаять остатки снега), то в глубине леса, где белоснежных пятен на земле было ещё достаточно. А в дальнейшем снег имитировали опилки, окрашенные белым мелом. Крыши домов, деревья и прочие поверхности пришлось выкрасить белилами.
Примечательно, что на роль Шурочки Азаровой режиссёр первоначально утвердил Алису Фрейндлих. Та несколько раз приезжала из Петербурга на пробы — всё было отлично... До тех пор, пока Эльдар Александрович не увидел студентку ВГИКа Ларису Голубкину. Она была тотчас утверждена на главную роль, а столь стремительную замену Рязанов объяснил Алисе Бруновне так: "Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!". На такой довод и обидеться-то сложно...
"Вокзал для двоих" (1982)
Этой картиной Эльдар Александрович завершил свою трилогию любовных киноисторий (прежне были сняты "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" и "Служебный роман"). Режиссёр вознамерился показать зрителям несколько примеров того, как замечательные, но не слишком счастливые в личном плане люди всё-таки обретают свою любовь. Интеллигентный пианист Платон и грубоватая официантка Вера поначалу кажутся совсем разными, как с разных планет. Но их объединяет внутреннее тепло, которое оба прячут под напускной чёрствостью.
Сценарий "Вокзала для двоих" Рязанов писал специально "под Басилашвили" — когда-то он пообещал актёру снимать его в каждом своём фильме и даже написал соответствующую расписку. Несмотря на то, что расписка была шуточной, обещание Рязанов в дальнейшем сдержал.
"Дайте жалобную книгу" (1965)
В главной роли в этом фильме снялась Лариса Голубкина. Она исполнила роль строгого и не любящего свою работу директора ресторана. На кандидатуре Голубкиной настоял сам Рязанов. Актриса, в свою очередь, попросила у постановщика разрешения исполнить несколько песен в картине (ранее она блестяще справилась с аналогичной задачей в "Гусарской балладе". Но Эльдар Александрович отказал — "не к лицу и не по летам" солидному директору ресторана "Одуванчик" петь весёлые песенки. Поэтому в фильме "Дайте жалобную книгу" мы слышим голос певицы Ларисы Мондрус.