Спектакль «С художника спросится»: байопик начала XX в. в театре им. Е. Вахтангова
Новая постановка отдаёт дань уважения Л.А. Сулержицкому, которого Вахтангов называл Учителем, а Станиславский ему обязан созданием системы по обучению актёрскому мастерству.
Имя Леопольда Анотоновича Сулержицкого мало что может сказать современным зрителям. Ну, разве что заядлым театралам и тем, кто увлекается историей русского театра. А между тем, этот человек стоял у истоков МХАТа и театра имени Евгения Вахтангова. Именно Сулержицкому К.С. Станиславский обязан своей революционной теорией о работе актёра над ролью. С Леопольдом или Львом Антоновичем, как его называли коллеги, дружили Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.М. Горький и др. – общались, ездили друг к другу в гости, обсуждали литературные произведения и театральные постановки. Сулержицкий прожил короткую, 44 года, но яркую жизнь.
Сын киевского переплётчика, в молодости он попробовал себя во многих ипостасях – был учителем, художником, моряком, торговым агентом, помогал перевозить духоборцев в Канаду, по идейным соображениям отказался служить в армии и попал из-за этого в тюрьму, сочинял книги и музыку, ставил спектакли и преподавал актёрское мастерство. Отдать дань уважения этому героическому человеку, через 105 лет после его смерти в 1916-м году от нефрита, и призван новый спектакль «С художника спросится» в театре имени Евгения Вахтангова.
Постановку нельзя назвать простой. Лучше, если зритель заранее ознакомится с биографией Сулержицкого и историей театра, посмотрит видеозапись знаменитого спектакля, его визитной карточки, «Принцесса Турандот». Во время просмотра это поможет понять замысел и драматургию документального спектакля «С художника спросится». На сцене рассказывается своего рода байопик – через письма, воспоминания, отрывки из постановок, над которыми работал Сулержицкий, музыку и хореографию. Действие держится на шести актёрах, выступающих в роли цанни, слуг просцениума в итальянском театре масок, изначально выполнявших роль помощников исполнителей главных ролей. Они помогают нам, зрителям, войти в непростой мир Леопольда Сулержицкого, наполненного служением искусству.
Вот он пишет К. С. Станиславскому о спектакле «Гамлет», который помогает ставить в МХТ английскому режиссеру, художнику и теоретику театра Гордону Крэгу, и сложностях работы с капризным итальянцем. А следом уже предстаёт перед студентами, среди которых присутствует и Е. Вахтангов, призывая задуматься в работе над новым спектаклем о его цели и предназначении. Эпизоды словно в калейдоскопе сменяют друг друга, показывая нам все аспекты жизни настоящего художника – восторг от творческих достижений, желание передать знания молодым, скромность по отношению к успеху, уважение к таланту, нежность дружбы, непонимание тщеславия, заботу о ближних и др.
Поставила спектакль молодой режиссёр Ася Князева по литературной композиции доктора искусствоведения Елены Дунаевой. Работа проведена колоссальная. О Сулержицком осталось не так много исторических, задокументированных воспоминаний. Он живёт лишь в рассказах коллег, письмах к друзьям, великим писателям конца XIX – начала XX вв., а теперь и в спектакле «С художника спросится», премьера которого состоялась 17-го декабря, в день смерти Лепольда Антоновича. Необычную, камерную, академичную постановку можно будет увидеть в ближайшее время – в конце декабря и начале января на Симоновской сцене театра им. Евгения Вахтангова. Возрастное ограничение: 16+. Билеты есть в продаже.