Учиться и играть: почему важно внедрять игры в учебный процесс?
Учебный год в разгаре, дети максимально загружены кружками и дополнительными занятиями, времени на игры и «баловство» нет и не предвидится. Однако правда в том, что плотный график, «под завязку» забитый учебой и всевозможными «развивашками», на самом деле только мешает гармоничному развитию.
Мышление, речь, многие личностные качества закладываются в детстве, и критическое значение в их формировании имеет игра, потому что до начала активного полового созревания именно игровая деятельность, как ни странно, является для детей основной в силу особенностей детской нейрофизиологии.
Проще говоря, детский мозг устроен таким образом, что игра для него — это главный способ усвоения информации об окружающем мире. Поэтому элементы игры должны присутствовать и в процессе обучения для повышения его эффективности, и в общении с окружающими, и в свободном времени, которое дети проводят наедине с собой.
Особенности внимания.
Чем ребенок младше, тем короче промежуток времени, на протяжении которого он способен удерживать внимание. У младших школьников, особенно склонных к гиперактивности, этот промежуток составляет около 15 минут. Детям сложно концентрироваться дольше, поэтому в рамках учебного процесса нужно обязательно периодически менять вид деятельности, переключать внимание. Элемент игры помогает поддерживать интерес дольше и снижает утомляемость ребенка.
Положительная мотивация.
Игра — один из самых ранних способов обучения детей, наиболее эффективный за счет мощной естественной мотивации. За счет физического и эмоционального раскрепощения игра помогает снять тревожность и напряжение, устраняя страх ошибки и высвобождая когнитивные и творческие ресурсы. В результате учебный процесс начинает ассоциироваться у детей с положительными эмоциями, что укрепляет мотивацию к обучению.
Это вам не игрушки: нейробиологи официально рекомендовали детям играть.
С момента публикации теории когнитивного развития Жана Пиаже считалось, что ролевая игра положительно влияет на социальные навыки, когнитивные и творческие способности детей. Еще Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и другие известные ученые, которые занимались изучением детской психологии и педагогики, говорили об игре как о ведущей деятельности, в которой у детей интенсивно формируются психические процессы. Однако официальных подтверждений этой взаимосвязи на уровне изучения функций мозга не существовало — ровно до того момента, как компания Mattel, один из ведущих производителей детских игрушек, и всемирно известный бренд Barbie обратились к ученым Кардиффского университета.Например, литые машинки Matchbox славятся огромным выбором моделей и их реалистичностью — здесь есть множество моделей, которые дети могут реально увидеть на дорогах своего города. Чем больше вариантов игрушек, тем больше у детей возможностей создать свой социальный мир. Кроме того, Matchbox дает возможность исследовать мир благодаря разным игровым наборам. Реалистичная детализация набора Matchbox «Пожарное депо» подскажет маленьким храбрецам множество захватывающих игровых сюжетов. А игровой набор «Помощь на сафари» непременно придется по душе детям, которые интересуются дикими животными. С ними дети смогут придумывать и воплощать различные сюжеты, которые стимулируют развитие воображения.
В прошлом году они провели совместное исследование влияния игры в куклы на развитие детей. Это было первое в истории исследование такого рода, проведенное с использованием методов нейробиологии. Результаты показали, что обычная игра в куклы буквально на физиологическом уровне активирует области мозга, связанные с общением и эмпатией, — зоны, которые наш мозг использует, когда мы думаем о других людях, особенно если мы пытаемся разобраться в мыслях или чувствах другого человека. Игры помогают детям развивать мышление и навыки, необходимые для жизни в современном мире, для построения карьеры и здоровых гармоничных отношений. Так что, ученые и врачи официально прописали детям играть!
Машинки вместо кукол.
Хорошо, допустим, — а если ребенок, к примеру, не любит играть в куклы?
Машинки тоже подойдут! Потому что речь здесь идет в первую очередь о ролевых играх — то есть тех, в которых дети разыгрывают различные социальные ситуации, придумывают миры, создают персонажей и наделяют их разными свойствами.
Играя с машинками, дети точно так же, как и с куклами, сочиняют и разыгрывают сценарии, воображают свои собственные вселенные, распределяют роли и проецируют на героев реальные характеры и поступки. В этом им существенно помогает богатый ассортимент машинок и сопутствующих аксессуаров, отражающих реалии современного мира. Например, литые машинки Matchbox славятся огромным выбором моделей и их реалистичностью — здесь есть множество моделей, которые дети могут реально увидеть на дорогах своего города. Чем больше вариантов игрушек, тем больше у детей возможностей создать свой социальный мир.
Элемент терапии.
Родители часто удивляются, когда видят, как дети разговаривают сами с собой во время игры. Присмотритесь к процессу: какие эмоции и социальные ситуации разыгрывают дети, какие черты придают своим персонажам. Это может быть важно, так как иногда в игре проявляются подспудные психологические процессы, которые взрослые могли раньше не замечать.
Эмоциональный интеллект и умение обрабатывать социальную информацию.
Многие родители не считают этот навык значимым для школы, потому что это не математика, не язык, не естественные науки. Однако способность взаимодействовать с другими людьми и строить с ними отношения играет решающую роль для успешной самореализации человека на протяжении всей жизни. Развивать все это необходимо еще до того, как отправлять ребенка на учебу. Дети с более высоким уровнем эмпатии способны лучше учиться, лучше анализировать социальные ситуации и в целом более успешно реализоваться в обществе.
Эмоциональное выгорание.
Об этом в последнее время очень много пишут и говорят, потому что за последние пару лет эмоциональное выгорание стало чем-то вроде «тихой», скрытой пандемии. Эксперты бьют тревогу, однако мало кто задумывается, что жертвами выгорания становятся не только взрослые. По мнению многих взрослых, у ребенка проблем быть не может, поэтому детские трудности и переживания часто не принимаются всерьез. В результате такие опасные вещи, как детское выгорание, проходят незаметными, тихо подрывая психологическое и физическое здоровье ребенка.
Очень часто родители любят загружать детей всевозможными занятиями, руководствуясь исключительно собственными представлениями о пользе и совершенно не учитывая потребностей самого ребенка. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок рос здоровым, умным, счастливым и готовым ко взрослой жизни — позвольте ему играть!