Как научить ребёнка понимать запреты? - Inc News
, автор: Нестерова А.

Как научить ребёнка понимать запреты?

Это страшное слово «нельзя»...

По мере того, как малыш растёт и развивается, число обязанностей, ложащихся на плечи родителей, возрастает. Если в период младенчества эти обязанности ограничивались периодической сменой подгузников и своевременным кормлением, то подросшему ребёнку необходимо уделять значительно больше времени и внимания. В частности, внимание должно быть направлено на то, чтобы вовремя сказать сыну или дочке «нельзя».

Маленький человек познаёт окружающий мир путём исследования окружающих его предметов. Далеко не все эти «исследования» безопасны — кроха может и пальцы в розетку сунуть, и до горячего утюга дотронуться, и тяжёлый цветочный горшок с подоконника уронить. Предотвратить это поможет только запрет. Но как быть, если ребёнок не понимает или попросту игнорирует слово «нельзя»?

Во-первых, запрет должен быть аргументированным. Согласитесь, «Не трогай эту вазу, она очень хрупкая. Если ты её разобьёшь, то я очень расстроюсь» звучит более логично, чем «Нельзя трогать эту вазу, потому что я так сказала!». То есть, если вы не просто запретите, но и расскажете о последствиях нежелательного поступка, смысл запрета станет ясен гораздо раньше.

Фото: nizhegorodsky.mos.ru

Для усиления эффекта лучше использовать вместо «нельзя» какие-либо другие, более выразительные слова. Например, «опасно». Ведь острые предметы, раскалённая поверхность плиты и всё прочее, к чему взрослые привыкли относиться с осторожностью, таит в себе опасность. Малыш, охваченный жаждой исследования всего окружающего, обычно забывает об осторожности. Слово «опасно!» произносимое уверенным, твёрдым голосом, поможет ребёнку понять, куда именно не следует лезть и что именно не нужно трогать.

Повсюду «нельзя»

Во многих семьях по отношению к детям бывает слишком много запретов. Причём распространяются эти запреты не только на те действия, которые могут причинить вред, но и на что-то гораздо менее безобидное. Например, родители могут чрезмерно агрессивно доносить до своего чада, что за обедом нельзя чавкать. Нельзя бросать фантики от конфет на ковёр, нельзя прыгать по кровати, нельзя рисовать пальцами на запотевшем окне...

Разумеется, чавкать во время еды некультурно — это можно именно так и объяснить. Можно попросить ребёнка самостоятельно убрать фантики от съеденных конфет, а не делать из этого самую настоящую катастрофу.

В случае, когда запретов слишком много, прежде открытое миру существо может невольно замкнуться в себе, даже потерять интерес к дальнейшему изучению всего того, что его окружает.

Чтобы ребёнок не думал, что вы запрещаете ему всё на свете, попробуйте найти безопасную альтернативу запретному действию. Если нельзя трогать папины наручные часы, привлекающие внимание своей блестящей поверхностью и заманчивым тиканьем, подарите своему неугомонному «исследователю» его собственные детские часики, которые он, как все взрослые, сможет носить на запястье. А если вы запретили дочке трогать вашу косметику, в качестве «заменителя» предложите ей детский косметический набор, которыми сейчас изобилуют магазины. Так ребёнок поймёт, что если нельзя что-то одно, то другое — можно.

«Нет» подзатыльникам!

Физические наказания — далеко не самый действенный способ достичь взаимопонимания с малышом. Детские психологи придерживаются мнения, что подзатыльники и шлепки формируют у ребёнка не только замкнутость и глубокие обиды, но и восприятие физического насилия как нормы. Но ведь мы наказываем не потому, что просто хотим ударить, а потому что хотим донести, что так поступать не следует. Телесное наказание может иметь место лишь тогда, когда ребёнок делает что-либо запрещённое или противоречащее общепринятым нормам умышленно. Тогда, когда остановить его словами просто невозможно.

Поэтому важно запастись терпением, объясняя малышу, почему не нужно делать то-то или то-то. Скорее всего, он не сразу поймёт ваше намерение уберечь его от острых предметов и горячего утюга, и будет ещё какое-то время пытаться потрогать предмет или сделать что-то, что «нельзя».

Если всё-таки случилось так, что вы накричали на ребёнка или ударили его, то, приведя в норму своё эмоциональное состояние, поговорите с ним. Нужно учесть, что после подобных «срывов» мамы малыш ещё какое-то время может опасаться с ней контактировать (боясь, что его снова ударят или повысят голос). Поэтому, ваше поведение, выражение лица и интонации должны свидетельствовать о мирном расположении духа.

Иногда — можно

Наряду с достаточно серьёзными запретами существуют и те, от которых иногда можно отступить. Допустим, вы не разрешаете малышу есть сладости в том количестве, в котором он хочет. И это правильно, ведь злоупотребление шоколадом, карамельками и сгущёнкой может обернуться для ребёнка аллергией. Но столь неприятные последствия могут быть лишь в том случае, если кроха объедается сладостями постоянно. Вряд ли произойдёт что-то страшное, если вы разрешите сладкоежке вдоволь поесть всевозможных вкусностей в его день рождения или любой другой праздник.

Фото: m.in-news.ru

Ребёнок увлечён компьютерными играми, но вы строго ограничиваете время, которое он проводит в виртуальном пространстве? Договоритесь с ним о том, что в будние дни он играет в течение привычного времени, которое вы отводите ему на пребывание в Интернете, а в один из выходных это время увеличивается ещё на 15-20 минут. Также можно установить правило: ребёнок играет в компьютерные игры только если приносит из школы хорошие оценки/помогает маме по дому/вовремя делает домашнее задание (нужное подчеркнуть). Даже самые строгие правила имеют исключения, поэтому не нужно бояться в чём-то уступить ребёнку (именно уступить, а не потакать любому его капризу).

Важно, чтобы любой запрет оставался в силе вне зависимости от обстоятельств. Нередко дети манипулируют родителями, зная, что стоит им сейчас посильнее топнуть ножкой, сопроводив этот жест жалостливым плачем, или же, наоборот, мило улыбнуться, похлопав ресницами — мама или папа мгновенно «растает» и махнёт рукой на запрет.

Во взаимодействии детей и родителей должны быть не только запреты и конфликты на почве непослушания, но и любовь, взаимопонимание и уважение друг к другу. При наличии этих составляющих необходимость в установлении запретов отпадёт сама собой.

x