О бедном "Тамбове" замолвите слово
Рассматриваем один из вариантов недопущения в будущем кризисных ситуаций, подобных той, которая произошла в РПЛ с тамбовчанами.
Во время зимнего перерыва в чемпионате Российской премьер-лиги футбольный клуб «Тамбов» претворяет в жизнь мечту Вадима Евсеева. Будучи наставником «Уфы», специалист сожалел, что о маленьких клубах почти нет упоминаний в СМИ независимо от результатов и событий. Зато топ-команды обсуждаются при мельчайших поводах, а количество цитат постоянно «зашкаливает».
Тамбовчане в январе и начале февраля по количеству упоминаний о себе затмили всех. О команде говорят болельщики абсолютно всех команд РПЛ, руководители каждого из клубов элитной лиги знают и держат на контроле события в стане «волков», отдельно обсуждается «Тамбов» в офисах премьер-лиги и Российского футбольного союза.
Вот только радости этот факт не приносит ни болельщикам «Тамбова», ни игрокам, ни самим говорящим о клубе. Повод слишком печален. Тамбовская команда не просто оказалась на грани падения в пропасть, она уже занесла одну ногу над бездной. В той или иной степени похожая ситуация за последние годы была у «Томи», «Амкара», «Тосно», «Анжи», но настолько критичной обстановка, пожалуй, не выглядела никогда. «Волкам» готовы помочь всем миром, скинуться игроками, чтобы коллектив добрался до финиша. При этом, в Российской премьер-лиге и в РФС, похоже, готовы переступить через свои же решения. О запрете на регистрацию тамбовчанами новых футболистов, например.
А ведь ситуацию можно было не доводить до абсурда, переступи в РПЛ через свои правила чуть раньше. Претензии футбольного сообщества к «Тамбову» по поводу нелепости существования клуба базируются, в первую очередь, на «бездомности». Клуб, вынужденный быть приписан то к Саранску, то к Нижнему Новгороду, ни разу в премьер-лиге не сыграл в родном городе по причине отсутствия лицензии у домашней арены. Стадиона не совсем нет, как у «Тосно», например. Просто он не соответствует требованиям РПЛ.
Если российская лига стремится к лучшим европейским образцам, то обратить взор, к примеру, на Англию, возможно, не было бы лишним. Там топ-клубы приезжают в рамках Кубка страны в сёла и деревни, где играют на затрапезных стадиончиках с раздевалками в виде пустых комнат с деревянными скамейками. И такие визиты важны для принимающей стороны, для болельщиков команды, да и для гостей нелишни. Они – послы футбола, и футбол должен быть везде.
Понятно, что российские реалии накладывают ряд ограничений. Столичный «Спартак», например, играл пару лет назад кубковый матч в Набережных Челнах. Арена в городе не слишком соответствовала высочайшему уровню безопасности, а красно-белые фанаты вели себя порой чересчур активно. Обошлось без ЧП, хотя со штрафами и наказаниями. Но вот удивительное дело! События последнего года показали, что можно организовать матч, не забивая стадион под завязку, не рискуя жизнью и здоровьем зрителей. Наверняка в Тамбове были бы счастливы, если бы команда проводила матчи в родном городе, даже со значительными ограничениями в посещаемости. Всё равно лучше, чем на пустой чужой арене. А в городе чувствовали бы дыхание и атмосферу премьер-лиги, что, наверняка, помогло бы команде при выживании.
«Тамбов» дотащат до финиша в качестве чемодана без ручки. Но наверняка появятся в России и другие провинциальные команды, которые будут чувствовать в себе желание и возможность шагнуть в элиту, но «тормозиться» из-за недостаточной вместимости стадиона, к примеру. Да, инфраструктура должна быть. Нельзя собираться в чистом поле и проводить матчи РПЛ. Но и забывать о лозунге про «футбол для болельщиков» не нужно. На примере потери «Тамбова», может быть, стоило бы пересмотреть условия лицензирования стадионов, чтобы потенциальные новички премьер-лиги не рисковали отправиться оттуда прямиком в небесную только по причине недостаточной вместимости арены в родном городе, провоцирующей цепную реакцию к созданию других организационных и финансовых проблем.