Пресловутое одиночество в толпе. О Zoom-спектакле "Выбрать троих" театра "Мастерская Петра Фоменко" - Inc News
, автор: Нестерова А.

Пресловутое одиночество в толпе. О Zoom-спектакле "Выбрать троих" театра "Мастерская Петра Фоменко"

Премьера состоялась 5 мая во всех аккаунтах "Мастерской Петра Фоменко" в соцсетях.

В завершение этого года, оказавшегося, мягко говоря, немилосердным к театральной индустрии, будет неправильно не упомянуть о том, с помощью чего актёры всё-таки могли взаимодействовать со зрителями — об онлайн-спектаклях. В период пандемии они появлялись в нескольких московских театрах. Одним из первых "испытателей" такого формата стала "Мастерская Петра Фоменко". Пьеса "Выбрать троих"(18+) Дмитрия Данилова, написанная "на злобу дня", легла в основу Zoom-спектакля.

Сюжет постановки ожидаемо "переместился" именно в Zoom — во время самоизоляции эта платформа была самой популярной из существующих: все видеоконференции, совещания, онлайн-уроки проходили именно там. Главные герои — члены обычной российской семьи — решили провести семейный совет онлайн, организовав групповой звонок. Ведь личные встречи под запретом — по планете шагает болезнь, которую нельзя называть. Она и побудила семью собраться вместе в виртуальном пространстве.

Глава семейства Николай (Анатолий Горячев) или Pater familias, как его саркастически называет супруга Неля (Галина Кашковская), сообщает своим близким новость, которую раньше остальных узнал от своего начальника (начальник Карен Богдасарович, кстати, хоть и не главный, но весьма важный персонаж в этой истории): каждому человеку необходимо выбрать из своего окружения только троих людей, с которыми он будет общаться лично. С остальными допустимо исключительно виртуальное взаимодействие.
Учитывая то, что семья состоит из четверых человек, каждому из них непросто выбрать троих, потому как один обязательно будет обделён вниманием и, возможно, обидится.

Фото: Театр "Мастерская Петра Фоменко"/www.fomenki.ru

Отношения внутри этой семьи трудно назвать тёплыми и трепетными — муж и жена без конца злобненько подкалывают друг друга; отец матерится, не будучи в силах сдерживать эмоции; сын (Вениамин Краснянский) курит "весёлую травку" на виду у родственников, дочь (Александра Кесельман) держится так, будто бы общается с умалишёнными, а бабушка (Вера Стокова), кажется, чувствует себя лишней в кругу семьи. И тихонько напевает «Жи-и-изнь невозможно повернуть наза-а-ад...» (словно жалуясь на эту самую жизнь, вынуждающую всех выбирать из числа любимых людей наиболее любимых).

Но всё же каждый из них по-своему любит свою семью. Каждый тщательно подбирает аргументы, гасит грозящие вот-вот начать конфликты и успокаивает разнервничавшихся домочадцев. И то, как члены этой семьи общаются между собой, очень напоминает внутрисемейные отношения, показанные в телевизионных мелодрамах для сентиментальных барышень. Большинство этих мелодрам имеет рад общих признаков:


・ мужчина всегда всецело поглощён работой (её не то чтобы много, просто в работе ему комфортнее, чем в семье);
・ женщина всегда упрекает мужа именно в том, что он предпочёл работу ей и детям;
・ выросшие дети всегда эмоционально отстранены от родителей, холодны к ним;
・ бабушки — большие любительницы заглядывать в не очень светлое будущее ("Вот я умру и вы обо мне забудете").


Тем не менее, во время просмотра этого спектакля сложно отделаться от горького сочувствия героям ("пластмассовым" персонажам мелодрам сочувствовать обычно не хочется). Каждый из этих пятерых одинок, несмотря на наличие семьи, востребованность в работе и другие обстоятельства. Каждый из них одинок, хотя находится в толпе. Так называемое "одиночество в толпе" — самое тягостное. Да и отсутствие позитивного финала (ведь они так и не сумели "выбрать троих") усиливает горечь сочувствия.

Потому что... Сколько таких семей по всей стране, таких "одиноких в толпе" людей?.. Полным-полно. А мы их не видим. По многим причинам. И потому что сами — иногда или постоянно — так же одиноки и встревожены тем, что никому не нужны, что нас никто не выберет.

Театр, как и любой другой вид искусства, конечно же, может (и должен) не только веселить. Он должен и озадачивать, и печалить, и погружать в ностальгию. Отсутствие в этом спектакле счастливых и радостных нот не является его минусом. Посмотреть его (на Youtube-канале театра) стоит. Новые форматы в искусстве всегда интересны и заслуживают внимания. Да и актёры исполняют свои роли так, что от их игры невозможно оторваться: мама получилась очень харизматичной и юморной, а удивительная точность, с которой молодая актриса воплощает образ старушки, ни за что не оставит равнодушным даже очень привередливого театрала.

Предупреждение: в спектакле присутствуют сцены курения и нецензурная брань. Возрастное ограничение: 18+.

Источник фото: Театр "Мастерская Петра Фоменко"/www.fomenki.ru
x