Спектакль «Деревянные кони» в Театре на Таганке - Inc News
, автор: Чуликова Е.

Спектакль «Деревянные кони» в Театре на Таганке

Три повести советского писателя Фёдора Абрамова режиссёр Светлана Землякова превратила в спектакль, завораживающий глубиной погружения в проблематику советской деревни и её неповторимым колоритом.

Источник фото: tagankateatr.ru

В Театре на Таганке новый спектакль – «Деревянные кони» - в постановке Светланы Земляковой по произведениям Фёдора Абрамова. За сюжетную основу взяты три повести советского писателя, яркого представителя «деревенской прозы»: «Деревянные кони» (1970), «Пелагея» (1969) и «Алька» (1972). Два действия с антрактом поделили между собой как перечисленные произведения автора, так и время – XX век, во всей его красе. Первое – с рассказом о жизнестойкости простой крестьянки из глухой северной деревни, прожившей лихие времена: революцию, гражданскую, Великую отечественную и др. Второе – о женщинах помоложе, матери и дочери, эволюционировавших в середине прошлого века вместе со своей деревней.

"Деревянные кони"

Источник фото: tagankateatr.ru

В спектакле три главных героини, три разных женских судьбы. Первая, Василиса Милентьевна – пример жизнелюбия, терпения и противодействия внешним, суровым обстоятельствам жизни в маленьком, оторванном от большой цивилизации посёлке. «Шестнадцати лет нашу Милентьевну взамуж выпихнули. Отец, родимый батюшко, на житье женихово позарился. Один парень в доме, красоваться будешь. А какая краса, когда дикарь на дикаре вся деревня?».

Вторая, Пелагея – героиня простодушная, но с амбициями, труженица, мечтавшая о достойной жизни для единственной дочери Алевтины. «А у матери, как запомнила Алька, не было другой радости. И только в те дни добрела и улыбалась (хоть и на ногах стоять не могла), когда хлеб удавался. И не только улыбалась, а и ораторствовала — любила поговорить: «Да у меня самая заглавная должность на земле, ежели на то пошло. Да я хлеб пеку, я саму жизнь выпекаю…». И третья, собственно, и есть та самая Алька – девушка красивая, но избалованная, противоречивая и прямая, мечтающая о любви и одновременно с этим бегущая от неё прочь. «Слезы текли по пылающим Алькиным щекам. Да как же это так? Кошка, зверь дикий, верен хозяйке, даже после смерти ее из дому не уходит, а она, дочь родная, бросила родительский дом, на город променяла…».

"Деревянные кони"

Источник фото: tagankateatr.ru

Режиссёр Светлана Земляков тяготеет к постановкам по произведениям писателей недалёкого прошлого, можно сказать, почти современников. «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте», - говорит она, находящая в анналах отечественной литературы произведения «с нервом», с драйвом, по какой-то причине выпавшие из мейнстрима. Ведь и проза Фёдора Абрамова не так далеко ушла от нас по времени, хотя и воспевалась в ней ушедшая эпоха – закат советской деревни. С её общими радостями и горестями, нелёгкими историческими испытаниями и простыми людьми, солью земли русской. «Наша история о мире, который уже исчез. Ведь что из себя представляла деревня? Проблемы, ценностные и нравственные категории – они все в пределах этого небольшого, на первый взгляд, пространства. Но там – целые жизни, на которые проецируется история большой страны».

Почему же именно сейчас Землякова обратилась к произведениям советского писателя, чей творческий путь был извилист и изобиловал крутыми поворотами? В чём актуальность Абрамова в XXI в., когда наступила цифровая эра – с гаджетами, многоканальным телевидением, доступными даже в сельской местности онлайн-сервисами, доставками и заказами на маркет-плейсах? Кому из нынешних зрителей будут интересны бабы и мужики в телогрейках на сцене, ругающиеся, пьющие, делящиеся откровениями о нелёгкой жизни, и все, по-своему, переживающие трансцендентные кризисы. «И пусть те времена уже в прошлом, но наш спектакль – это разговор о жизни, вообще, о судьбе. Такой разговор всегда актуален, потому что каждый задаётся вопросом: «А как жизнь эту пройти?». Это поле перед тобой, эту дорогу…», - говорит режиссёр.

"Деревянные кони"

Источник фото: tagankateatr.ru

Чем больше всего привлекает спектакль «Деревянные кони» в театре на Таганке, кроме его глубинного, жизненного откровения, показанного на примерах героинь? Землякова мастерски поделила происходящее на сцене на две тональности. Если рассказ о нелёгкой доле Милентьевны – это, скорее, минорная часть, то повествование о Пелагее и Альке, несмотря на их не менее сложные жизненные пути, скорее, лирическое. С грустью, но в то же время юмором, лёгкостью и светом. И веет от всего этого деревенского быта и жизненного уклада какой-то экзотикой, ускользающей и невозвратной. Когда люди могли без стеснения зайти в гости, сказать по пьяной лавочке всё, что думают о родных или соседях, падать от усталости, работая на сенокосе или в пекарне, задаваться вопросами – уезжать в большой город или остаться на земле.

В актёрском составе нельзя кого-то особенно выделить, все прекрасны: и Елена Оболенская в роли Милентьевны, и Максим Михалёв в роли Павла, и Александра Басова в роли Пелагеи, и Мария Рябкова в роли Бабы Мары, и Анастасия Лазукина в роли Альки, и Антонина Комиссаров в роли Анисьи и др. Землякова славится умением работать с актёрами и создавать настоящие ансамблевые спектакли, где всё разыграно как по нотам, и каждый вносит свою, оригинальную краску в общее полотно.

"Деревянные кони"

Источник фото: tagankateatr.ru

Спектакль «Деревянные кони» имеет возрастное ограничение: 16+. Следующий спектакль запланирован на 7-е июня.

x