Интим или наркотики? О чем на самом деле «Алиса в стране чудес»
Поколения литературных критиков и ученых выдвигали множество теорий о скрытом смысле знаменитой сказки Льюиса Кэрролла.
Когда англичане говорят «исчезнуть в кроличьей норе», они имеют в виду - «попасть в нечто неизвестное или потеряться». Почувствовать значение этого выражения сполна можно, если сделать в интернете запрос «скрытый смысл «Алисы в стране чудес».
Фантастическая сказка Льюиса Кэрролла о волшебных пирогах и потайных дверях, улыбающихся котах и поющих черепахах с момента первого издания никогда не теряла популярности.
В течение полутора веков своего существования она вдохновила на создание десятков фильмов, картин, балета и компьютерных игр. Она даже оставила отпечаток в медицине: ее именем назван определенный неврологический синдром.
Тем не менее, наибольшее количество теорий и дебатов вызвал вопрос, о чем на самом деле хотел рассказать Льюис Кэрролл. Загляните в работы целых поколений литературных критиков, исследователей, ученых и блоггеров, и эта на первый взгляд невинная детская сказка превращается в аллегорию наркотической культуры, историю британской колонизации или запущенный психический случай девочки с завистью к пенису.
«Алиса в стране чудес» была впервые опубликована в 1865 году с яркими иллюстрациями Сэра Джона Тенниэла
Сказка начала свою жизнь скромно. Историю придумал некий Чарльз Доджсон, чтобы развлечь свою знакомую 10-летнюю Алису Лиддел и ее сестер, когда они катались на лодке по Темзе. Впрочем, сказка настолько понравилась девочке, что она уговорила Доджсона записать ее, что он и сделал под псевдонимом Льюис Кэрролл.
Алиса была дочерью декана Оксфордского колледжа, где Доджсон преподавал математику, и была далеко не единственной девочкой, с которой дружил молодой профессор. Человеку XXI века эта дружба может показаться немного странной, если не сказать больше.
Во времена, когда общество начало увлекаться теорией психоанализа и одновременно освобождаться от викторианского ханжества, «Приключения Алисы в стране чудес» кажутся не такими уж невинными
Хотя нет никаких свидетельств о том, что в отношениях Доджсона с девочкой было нечто предосудительное, тем не менее, трудно не подозревать взрослого мужчину, который любил играть со своими юными приятельницами, сажал их на колени и заставлял позировать для фотографий, часто не слишком одетыми.
Во времена, когда общество начало увлекаться теорией психоанализа и одновременно освобождаться от викторианского ханжества, «Приключения Алисы в стране чудес» кажутся не такими уж невинными.
Тщательно анализируя текст, исследователи нашли множество образов, связанных с женской и мужской физиологией и сексуальными отношениями. Одна кроличья нора чего стоит, а еще и занавеска, которую Алиса должна отодвинуть. Замки и ключи - бесспорно намекают на коитус, а Гусеница ... разве это не красноречивый фаллический символ?
В сцене, где шея Алисы неожиданно вытягивается, многие видят намек на эрекцию и на зависть к пенису, которую, по мнению Фрейда, испытывают маленькие девочки, когда осознают различия в анатомии. А в движениях Алисы, когда она начинает обмахиваться веером, а потом так быстро уменьшается, что оказывается в соленой воде по самый подбородок, другие видят ассоциации с мастурбацией.
Далеко от правды
Некоторые исследователи считают, что приключения Алисы рассказывают не столько о сексе как таковом, сколько о взрослении девочки, которая из ребенка превращается в подростка. Героиня чувствует себя некомфортно в своем теле, которое испытывает целый ряд различных преобразований.
Ее самовосприятие становится нестабильным, и ей трудно определить, кем она является. Она бунтует против авторитетов, и ей приходится прилагать огромные усилия, чтобы понять правила, по которым живут люди вокруг нее, и даже смерть.
Известный литературовед Уильям Эмпсон настолько увлекся анализом текста, что заявил, будто Алиса «это одновременно отец, который проникает в отверстие норы, эмбрион внутри норы, и родиться Алиса сможет только тогда, когда станет матерью и сможет выработать собственную амниотическую жидкость».
Трудно, конечно, не задуматься над тем, что хотел сказать автор детской сказки, когда изображал, как Гусеница курит кальян, особенно в окружении волшебных грибов. Вот поэтому-то, начиная с 1960-х, сторонники наркоманской субкультуры стали воспринимать приключения Алисы, как один длинный наркотический трип (измененное состояние сознания, вызванное наркотическими веществами. - Ред.).
Многие считают, что в тексте «Алисы» есть немало скрытых смыслов: от секса и наркотиков до колониализма и политической сатиры на Королеву Викторию.
Слова песни «Белый Кролик» известной группы Jefferson Airplane закрепили эту ассоциацию: «Помни, что сказала тебе Соня: накорми свою голову, накорми свою голову». Психоделические ощущения не покидают читателя от начала до конца сказки: стаканы с таблетками и микстурами, хаотические движения времени, улыбка Чеширского Кота, который то появляется, то исчезает.
Любимым писателем самого Доджсона был Томас де Квинси - автор «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум». Однако, хотя создатель «Алисы» и лечил простуду гомеопатическими препаратами, свидетельств того, что он когда-либо употреблял галлюциногенные наркотики, нет.
Впрочем, ассоциации с галлюциногенными веществами остаются устойчивыми, как свидетельствуют слова героя фильма «Матрица»: «Возьмешь синюю таблетку - история закончится, ты проснешься в своей постели и поверишь в то, во что захочешь поверить. А если возьмешь красную таблетку, останешься в стране чудес, и узнаешь, насколько глубокой может быть кроличья нора».
О королях и капусте
Тем не менее, «Алиса» - не только о сексе и наркотиках. Другая группа литературных критиков видит в сказке политическую сатиру. Когда героиня ныряет в нору за Белым Кроликом, она оказывается в месте, которое, несмотря на свою хаотичность и различные странности, находится под властью авторитарной и жестокой королевы и имеет беспорядочную правовую систему, которая очень похожа на законодательство викторианской Англии.
По мнению современников, Доджсон неоднозначно относился к Королеве Виктории, хотя она и была одной из поклонниц его творчества.
Что делает Алиса в этой удивительной стране? Сбитая с толку правилами жизни местных жителей, она пытается навязать им свои собственные ценности, что иногда имеет довольно пагубные последствия. Разве это не намек на колониальную политику Англии?
Немало вопросов вызывают персонажи Морж и Плотник, а также двойники Твидлдам и Твидл, декламировавшие Алисе стихотворение. Согласно некоторым толкованиям, Плотник - это Иисус, а Морж - апостол Петр, тогда как устрицы - их ученики. Другие настаивают на том, что речь идет о Британской империи, в которой Морж и Плотник представляют Англию, а устрицы - колонии. Даже британский писатель Дж.Б. Пристли вступил в дискуссию и предположил, что Морж и Плотник могут быть прообразами двух различных типов политиков.
Некоторые исследователи считают, что Гусеница - это красноречивый фаллический символ. Как бы то ни было, его связь с наркотической культурой является бесспорной
Все эти странные толкования «настоящего» значения «Алисы», которые придумывали поколения за поколениями, на самом деле демонстрируют лишь одно: как изменение общественной морали может радикально влиять на понимание текста. Но прежде всего, это свидетельство того, что шедевр Льюиса Кэрролла является бессмертным творением и каждая эпоха ищет в нем свои собственные прихоти и проблемы.
А, следовательно, дебаты продолжаются и в новом тысячелетии. «Алиса» - это притча о расстройствах пищевого поведения, предсказаниях компьютерной алгебры или сатира на Войну роз. В этом океане сотен конкурирующих теорий и толкований, мы чувствуем себя не менее растерянными, чем сама Алиса.
Чарльз Доджсон был математиком, и поэтому неудивительно, что его рассказ изобилует арифметическими и геометрическими аллюзиями. Алиса сталкивается с серией головоломок: от загадок Шляпника до игры в крокет с Королевой, но как бы она ни пыталась решить их, они все равно оказываются бессмысленными и не имеют ответа.
Хотя Доджсон был логиком - Страной чудес руководит абсурд. Возможно, именно в этом и заключается главная идея этой изобретательской истории. Мир - это безумное место, в котором наши надежды и ожидания часто находят разочарование.