Герой или нет? О фильме С. Урсуляка "Праведник" - Inc News
, автор: Нестерова А.

Герой или нет? О фильме С. Урсуляка "Праведник"

Картина вышла в прокат 16 февраля 2023 года и уже стала лидером по сборам.

Источник фото: Кинокомпания "ТриТэ"

Есть темы, говорить о которых на языке кино особенно трудно. И по причине излишней болезненности, и потому, что нынешние режиссёры не были очевидцами тех событий, о которых снимают фильмы. Тема Великой Отечественной войны — одна из таких. Говорить о ней сложно и больно, но необходимо.

"Праведник" Сергея Урсуляка примечателен лежащей в основе сюжета реальной историей, многие детали которой с большой осторожностью перенесены на экран.

Красноармеец Николай Киселёв в разгар войны спас около двух сотен евреев от верной смерти. Героический ли это поступок? Безусловно. Но на протяжении большей части фильма выясняется именно это — а был ли Киселёв героем? Подтверждение этого факта необходимо сотрудникам израильского Центра памяти жертв Холокоста. Они намереваются посадить дерево героя в честь Киселёва — такой дани памяти в разное время удостаивались и другие люди, проявившие отвагу и доблесть в ходе войны с фашистской Германией.

Действие фильма развивается параллельно в 1942-м и 2005-м годах. Военные годы окунают зрителя в историю подвига Киселёва и в историю спасения еврейского юноши Моше Таля (Марк Эйдельштейн). Главным героем той части повествования, которая развивается в мирных и спокойных двухтысячных, становится состарившийся Моше (Довале Гликман), упорно не желающий делиться историей своего спасения и знакомства с Николаем (Александр Яценко). Причиной его молчания становится давняя обида на Киселёва — тот совершил нечто, из-за чего слегка пострадал на тот момент уже вполне взрослый Таль, но был спасён от страшной смерти маленький мальчик...

Кадр фильма "Праведник"

Источник фото: Кинокомпания "ТриТэ"

Киселёв на протяжении всего фильма поступал так, как считал нужным. Не мнил себя героем, но спокойно и методично делал то, за что взялся. Будучи бухгалтером, он привык рассчитывать каждый шаг. Продумать схему продвижения по лесу так, чтобы быть максимально незаметными для врага. Договориться с раввином Янкелем (Сергей Маковецкий) об отмене еврейских религиозных традиций на время бегства (ох, как непросто было заставить беглецов хотя бы есть свиную тушёнку! Но Киселёв не приказывал, а именно договаривался, аргументировал..). Спасти насмерть перепуганную еврейскую малышку от рук её родного отца, потерявшего человеческий облик от усталости. Сохранить мальчишке ногу при помощи... сахара (а прежде добыть этот самый сахар — великую ценность в период войны). Всё это — спокойно, невозмутимо, но вдумчиво и с неиссякаемой тревогой о тех, кто рядом. Во многом Киселёву помогает его холодный бухгалтерский разум...

Но даже такие рациональные люди, как он (и именно такие) умеют любить с особенной силой. В картине отражена реальная история любви Николая и Анны (Любовь Константинова) — девушка отлично знала немецкий язык, поэтому была назначена помощницей красноармейца. Молодые люди познакомились на войне, а после её окончания стали супругами. Озадачивает лишь один момент: эта история — реальная и оттого ещё более ценная — очерчена в фильме лишь несколькими штрихами. Явной страсти, привязанности между героями не наблюдается и только их отдельные, будто бы невзначай брошенные реплики дают понять — между этими двумя пролетел, порхая, Купидон...

Кадр фильма "Праведник"

Источник фото: Кинокомпания "ТриТэ"

Зато во всех красках показана вымышленная лав-стори некоего недалёкого русского парня Ферзя (Евгений Ткачук) и еврейки Товы (Мария Золотухина). В сороковые годы прошлого столетия едва ли кто-то слышал про абьюзивные отношения, но в этой паре они именно такие — "ухаживания" Ферзя за темноволосой красавицей начинаются с попытки изнасилования, затем — принуждение (не предложение!) стать его законной женой (В лесу. В разгар войны. Когда совсем рядом слышна речь врага и не смолкают звуки выстрелов. Когда нет времени на религиозные ритуалы (не забываем, что он — русский, а она — еврейка, посему без ритуалов не обойтись). Когда просто-напросто не до веселья, не до криков "Горько!", только выжить бы...).

Кадр фильма "Праведник"

Источник фото: Кинокомпания "ТриТэ"

Но есть в "Праведнике" нечто гораздо более важное, чем любовные линии. Это достоверность актёрской игры. Претензий по этой части не возникает ни к исполнителям главных ролей, ни к тем, чьи персонажи появлялись в кадре не столь часто (Константин Хабенский в роли отца Моше, Фёдор Добронравов в образе комиссара Тимчука — одинаково глубоки, "заразительны", им хочется верить), ни к детям-актёрам (они не только славные и киногеничные, но и способные на всю "взрослую" палитру эмоций). Благодаря мощному актёрскому составу даже антагонисты получились очень реальными, в каждом из них видна личность со своим характером. Главный противник Киселёва наизусть цитирует Пушкина (и вполне свободно говорит по-русски), блещет знаниями об истории России...

А главное достоинство фильма — это, пожалуй, возможность получить не однобокий, а "объёмный" взгляд на ситуацию — зритель видит отношение к одному и тому же явлению разных людей — представителей разных национальностей, носителей различных традиций и культур. Эта "объёмность" и вызывает желание досмотреть кино до конца. Ведь жизнь — наша, реальная — тоже объёмна, многокрасочна.

x