Фильм "Вся жизнь впереди": рецензия
Главную роль в картине, после долгого перерыва, исполнила великая Софи Лорен
Просмотр картины "Вся жизнь впереди" вряд ли обойдётся без носового платка, слёзы непроизвольно навернутся от этой истории, действие которой разворачивается в портовом городе Бари на юге Италии. Сюжет строится вокруг Мадам Розы, старой еврейской женщины, пережившей Холокост. На жизнь она зарабатывает тем, что присматривает в приюте за детьми проституток. Момо (Ибраима Гуйе) - среди них новичок, неприкаянный 12-летний сирота-мусульманин из Сенегала. Эти двое с трудом налаживают отношения, где-то забавно, где-то грустно, но очень трогательно.
Новая киноадаптация одноимённого романа французского писателя Ромена Гари 1975-го года заслуживает пристального внимания зрителей. Но cамый, конечно, привлекающий момент - это возвращение на экран после 10-летнего отсутствия легендарной Софи Лорен. Сейчас ей 86, бывший мировой секс-символ и лауреатка "Оскара" за фильм "Чочара" (1960) снова присоединилась к премиальной гонке Американской киноакадемии в номинации "Лучшая актриса" в фильме Netflix. Она идеально вписалась в роль, которая выглядит в её исполнении как вторая кожа.
И это далеко непростая роль, актриса с меньшим талантом могла бы играть сцены с ненужной претенциозностью. Вместо этого Лорен, направляемая режиссёром картины и сыном Эдуардо Понти, наделяет Мадам Розу внешней силой, виртуозно маскируя под ней внутреннюю хрупкость. Она измучена и нетерпелива с юными подопечными, даже когда прямо инструктирует их о том, кто они такие и откуда пришли. Временами её преследуют призраки прошлого, заставляя прятаться в глухой комнате в подвале дома, точно так же, как она делала это ребёнком, когда за ней охотилось гестапо.
Это не первая адаптация романа Гари, в 1977-м году на экраны вышел фильм с француженкой Симоной Синьоре в главной роли. Но история в картине "Вся жизнь впереди" приобретает новые смыслы благодаря итальянскому колориту и блестящему экранному дуэту Лорен и Гуйе. До съёмок мальчик практически не имел актёрского опыта, лишь любовь камеры и глаза, которые говорят о многом.
По сюжету они встречаются, когда Мадам Роза подлавливает Момо на краже двух подсвечников. Чуть погодя она сердится на местного доктора за то, что тот умоляет её взять на воспитание мальчика. Однако сам Момо предпочитает помогать торговать наркотиками дилеру, который хвалит его за ловкость и хитрость. Когда же мальчик и старая женщина сходятся в жёстком споре, между ними возникает невольное восхищение, которое можно было бы воспринять как притчу о еврейско-мусульманских отношениях, но режиссёр Понти мудро позволяет человеческим отношениям взять верх над политическим позёрством.
Фото: Palomar/FilmAffinity
Лорен, которая росла около Неаполя, когда рядом падали бомбы Второй мировой войны, точно знает о ранах в душе, оставляемых войной. И её интуитивное понимание эмоциональных реалий делает фильм невероятно живым, наполняя его юмором и сердечными переживаниями. Сквозь морщины и ссутулившуюся фигуру в ней просвечивает образ юной Софи Лорен и её вечная красота.
Фото: Palomar/Daily Mail
Можно возразить, что картина Понти зашкаливает сентиментальностью, когда Мадам Роза говорит: "Именно тогда, когда вы теряете надежду, происходят хорошие вещи", но в обнажённых глубинах магического исполнения Лорен нет ни одной фальшивой ноты. Просто стоит сесть и посмотреть этот фильм. Мировая премьера картины состоится 6-го ноября.