Вехи кофейной индустрии в России: с 1990-х по настоящее время - Inc News
, автор: Дарья Барташевич

Вехи кофейной индустрии в России: с 1990-х по настоящее время

Сейчас мы можем наблюдать достаточно развитый рынок в Москве и Петербурге, развивающийся - в регионах. Почти в каждом городе нашей страны можно найти кофейню с достойным кофе.

Источник фото: Дарья Барташевич /cafesociete.ru

Давайте еще раз вспомним, что впервые кофе попал в Россию еще при Алексее Михайловиче Романове, которому выписали напиток из черных зерен в качестве лекарства от головных болей, Петр I его популяризировал, и представители царской семьи начали потреблять его в достаточно больших количествах. Конечно, слугам, крестьянам, да и просто обычным аристократам кофе не нравился. Его не понимали. В СССР кофе практически не было, пили в основном чай. А вот когда наступили 90-е, и появилась возможность свободной торговли, кофе хлынул на наш рынок.

Об истории кофе в нашей стране подробнее по ссылке.

Давайте разберемся, какой кофе пили после развала союза? Торговля стала рыночной, а ниша была абсолютно пустая, что дало возможность уже в начале 90-х заполонить ее товарами иностранного производства. Так Россия быстро вошла в топ-10 стран, потребляющих кофе, но каким был этот напиток? Растворимым.

Дискуссия на тему: "Кофе в России сегодня"

Источник фото: Дарья Барташевич /cafesociete.ru

Самыми популярными стали Nescafe, Cafe Pele, Cacique, Folgers, Moccona, менее известные - El Gusto, Elit Classique, Monterrey. В тот же период Nestle создал свой кофе в стиках, который достаточно быстро стал популярным (из-за удобности заваривания) и остается таковым до сих пор.

Помимо растворимого кофе в этот период на российский рынок проникают такие международные кофейные гиганты, как Lavazza и Nestle в зернах, пожаренных очень темно. Напиток из такого сырья - горький и не обладающий никакой вкусоароматикой.

Именно этот факт, на мой взгляд, сказался на формировании ритуала русского кофепития среди большего количества населения. До сих пор, несмотря на веяния трех кофейных волн, многие люди приходят в кофейни и требует кофе “как в Италии”. То есть русским языком - простой горький кофе.

Так или иначе эти компании сделали очень много для дальнейшего формирования кофейной культуры, так как приучили людей хотя бы к наличию кофе в супермаркетах.

Кофе в 90-е

Источник фото: Дарья Барташевич /cafesociete.ru

Уже в 1996 году на Кузнецком мосту в Москве был открыт первый магазин, позже превратившийся в кофейню - Coffee Bean. Именно он, а не Starbucks, познакомил русских людей с американской моделью потребления кофе. Кстати, в Питере первая кофейня открылась еще в 1994 году, опередив столицу на два года.

После открытия Coffee bean культура кофеен начала проникать в умы людей. В конце 90-х в Москве открываются первые Кофехаузы, первоначальная цель которых - трансляция итальянской культуры кофе. 2001 год - “Кофемания” появляется на рынке. Кстати, именно они первыми в нашей стране предложили опцию “кофе с собой”, тогда люди этого не поняли, но зато оценили чуть позже.

В 2004 - открытие первой “Шоколадницы”.

2007 - открытие первого Starbucks в Москве. Именно в этот момент кофейня обретает новое значение для людей. Теперь это не просто место, где можно выпить кофе, это третье место после дома и учебы/работы. Кофейня придает статусность, так как на тот период мало кто мог позволить себе чашку кофе из Starbucks. Благодаря рекламе через фильмы люди идут в “Старбакс” не просто за чашкой кофе, а за тем социальным аспектом и статусом, который они получат на выходе.

В 2010 году начинается новый этап в кофейной индустрии России. С 2006 по 2010 продажи кофе вырастают практически вдвое (с 55 до 86 тысяч тонн). Начинается третья кофейная волна, когда кофе становится главным моно-продуктом заведения. Открываются первые точки сети кофеен “Дабл би” и первые обжарщики выходят в свободное плаванье. В этот период формируется профессиональное кофейное сообщество, и от года к году увеличивается количество спешелти-кофеен.

Современный формат кофейни

Источник фото: Дарья Барташевич /cafesociete.ru

2014 год стал еще одной поворотной точкой развития кофейной культуры в нашей стране, так как из-за санкций к нам стало поступать меньше обжаренного кофе. Это дало возможность локальным обжарщикам выйти из тени. С 2014 по 2020 год потребление и производство кофе росло, уровень снобизма, который наблюдался в начале, уменьшался.

Когда в 2020 году кофейни оказались закрытыми из-за ковида, люди начали заказывать кофе и варить его дома, на удивление, продажи только увеличивались.

Сейчас мы можем наблюдать достаточно развитый рынок в Москве и Петербурге, развивающийся - в регионах. Почти в каждом городе нашей страны можно найти кофейню с достойным кофе, а обжарщиков в РФ, по последним данным, насчитывается около 600. Кстати, о кофе по регионам можно прочитать в статьях с названием: Roasted in Russia.

Флэт-уайт

Источник фото: Дарья Барташевич /cafesociete.ru

В ситуации, которая возникла в связи со спецоперацией и сломавшимися логистическими цепочкам, кофе продолжает поступать в нашу страну, кофейни продолжают открываться, а люди только больше пьют кофе. Удивительно, но потребители никак не замечают процессов, происходящих с кофе, что дает основание полагать, что все идет хорошо.

Хорошего настроения и вкусного кофе!

По мотивам лекции в культурном центре “Франкотека” в Библиотеке иностранной литературы.

x