КОРОНА МОНОМАХА
Корона Мономаха - самый древний памятник в коллекции оружейных регалий. Корона датируется ХIII-XIV веками. Он состоит из восьми золотых бляшек, украшенных филигранью, жемчугом и яркими драгоценными камнями. До сих пор нет общего мнения о том, где она была выполнена. Форма короны и мотивы филигранного орнамента свидетельствуют о восточном происхождении. Наиболее вероятными местами исполнения являются Византия и Средняя Азия.
В 1328 году в завещании Ивана Калиты впервые упоминается церемониальный головной убор - «золотая шапка». Шапка упоминалась во всех княжеских заветах XIV-XV вв.
Она стала выдающейся частью собственности московских князей и передавалась от отца старшему сыну. «Золотая шапка» традиционно считается «Короной Мономаха».
История Короны Мономаха была создана во второй половине XV века. В то время, после падения Византии в 1453 году, Москва стала претендовать на роль нового православного центра. Согласно истории, в XII веке киевский князь Владимир Мономах получил королевскую корону от византийского императора Константиноса Мономахоса. Из Киевских князей корона Мономаха была передана Владимиру , а затем и московским князьям.
С 1547 года, в год коронации первого русского царя Ивана Васильевича (Грозного), до конца XVII века, корона Мономаха использовалась в венчании всех русских правителей. Иван Алексеевич был последним царем, который увенчался короной Мономаха в 1682 году.
В XVIII-XIX вв., Когда место для царящего церемониала было заменено коронацией, где бармы были заменены мантией и древней королевской короной с диадемой.
Однако в реальности Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор — борик. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха была преподнесена в дар за соблюдение лояльности, которая способствовала политическому взлёту Москвы в начале XIV века.
В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как с исторической (Константин умер в 1055 году, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной.
Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков .
В русском апокрифе «Сказание о Вавилоне» (XIV—XV века) содержится сказание, связанное с отроками, а точнее, с их гробницей и воздвигнутой на ней церкви. Оно связано с распространенной в то время на Руси легендой, по которой власть московских государей получает свою верховную санкцию не от кого иного, как от царя Навуходоносора. Поскольку предание гласит, будто бы священные регалии царской власти, в том числе Шапка Мономаха, перешли к московским князьям от их предка, великого князя Владимира Мономаха, который в свою очередь получил их в дар от императора Константина Мономаха, данная легенда предлагает объяснение, откуда они появились на Византии.
Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда. Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне.