«Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
15 октября 1814 года родился Михаил Лермонтов
«Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Именно так заявил Николай I, когда узнал о гибели Михаила Лермонтова. Но это была публичная версия, которую он озвучил гостям. За минуту до, как рассказывает П.П.Вяземский, император молвил: «Собаке - собачья смерть».
Известно, что Николай I имел политические разногласия с Александром Пушкиным. После того, как Дантес выстрелил, Лермонтов написал горячее произведение «Смерть поэта!», в котором осуждал власть, императора, общество. Обличал в бесчестии и лицемерии, слабости. Затем был осужден, и отправлен в ссылку на войну к реке Валерик. Подробную историю жизни писателя рассказываем здесь. Вот строчки из «Смерти поэта», которые укором отразились на репутации Николая I:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
После битвы у реки Валерик, Лермонтов и его друг-сослуживец Столыпин прибыли в Пятигорск «здоровье поправить».
15 июля 1841 года у подножия горы Машук произошла дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Многие годы очевидцы молчали о подробностях события…Точнее говорили мало, вскользь, в основном твердили о том, что Мартынов убил Лермонтова не красиво. Лермонтов, в обычной своей издевательской манере, выстрелил в воздух, а Николай Соломонович в сердце. Лермонтов и Мартынов со времен юнкерской школы соперничали между собой. Всегда подшучивали друг над другом. Михаил Юрьевич чаще побеждал в словесной дуэли, и даже перед женщинами мог принизить Мартынова, вызвав их смех. Вот в такой манере и проходило общение.
(на фото Николай Соломонович Мартынов)
«Сегодня минуло ровно тридцать лет, когда я стрелялся с Лермонтовым. – Этими словами начал он первую страницу. – Трудно поверить! Тридцать лет – это почти целая жизнь человеческая, а мне памятны малейшие подробности этого дня, как будто происшествие случилось только вчера. Углубляясь в себя, переносясь мысленно за тридцать лет назад и помня, что я стою теперь на краю могилы, что жизнь моя окончена и остаток дней моих сочтен, я чувствую желание высказаться, потребность облегчить свою совесть откровенным признанием самых заветных помыслов и движений сердца по поводу этого несчастного события. <…> Беспристрастно говоря, я полагаю, что он был добрый человек от природы, но свет его окончательно испортил. Быв с ним в весьма близких отношениях, я имел случай неоднократно замечать, что все хорошие движения сердца, всякий порыв нежного чувства он старался так же тщательно в себе заглушать и скрывать от других, как другие стараются скрывать свои гнусные пороки».
Н. С. Мартынов умер в возрасте 60 лет и был похоронен в фамильном склепе рядом со Знаменской церковью в селе Иевлево. Его могила не сохранилась, так как в 1924 году в усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония МОНО, ученики которой в порыве мести за убийство Лермонтова разорили склеп, а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду.