Снежный человек, обнаженка: тайны съемок «Кавказской пленницы» - Inc News
, автор: Дмитриев Ю.

Снежный человек, обнаженка: тайны съемок «Кавказской пленницы»

Большинство из нас знает эту легендарную комедию Гайдая наизусть. Но оказалось, съемки фильма могут открыть нам много удивительно нового.

Снежный человек оказался лишним

Еще когда снимали «Операцию Ы», у Леонида Гайдая уже зарождалась в голове идея «Кавказской пленницы». Когда начали работать над ней, в первом варианте вышло две дельных части.

Первая получилась та, которую и увидел зритель. А вот во второй части нашкодившая троица Трус, Балбес и Бывалый убегала в горы. И для того, чтобы сбить милицию со следа, изображала там Снежного человека, заодно наводя жуть на местных жителей.

Но позднее Леонид Гайдай сравнил вторую часть своего фильма с комедией Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» про дикаря из фантастического племени тапи. И понял, что в какой-то степени повторяет сюжет его коллеги-режиссера.

В итоге Гайдай «похоронил» вторую часть, подкорректировав окончание первой, где все «плохие люди», включая знаменитую троицу, попадают в руки правосудия.

Фото © Kinopoisk / "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"

Талант в купальнике

Когда в 1966 году Наталью Варлей пригласили в «Кавказскую пленницу», она лишь могла надеяться, что роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины принесет ей большую известностью.

Но то, цирковая эквилибристка, имевшая за плечами единственный крохотный эпизод в кино («Формула радуги») станет еще и секс-символом СССР, начинающая актриса никак подозревать не могла.

А случилось это потому, что после успешных проб Наталья спросила режиссера, можно ли ей будет раздеться до купальника. Многих этот вопрос удивил и даже смутил. Но сам Гайдай с большим воодушевлением принял это предложение.

Говорят, он даже бросил фразу: «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее Фаины Раневской». Так и случилось, только вместо Бардо была Варлей.

Как Гайдай получил отворот-поворот от Варлей

До сих пор ходят разные легенды о том, почему героиня Натальи говорит голосом актрисы Надежды Румянцевой, а поет голосом профессиональной певицы Аиды Ведищевой. Говорят, режиссер искал нужную интонацию, до которой Варлей якобы не дотягивала.

А еще ходят слухи, что режиссер якобы положил глаз на молоденькую актрису, и на одной из актерских вечеринок даже пытался за ней настойчиво приударить. Однако, к своему удивлению получил отворот-поворот.

Как раз одной из версий того, почему Варлей переозвучили чужими голосами, и была обида Гайдая на то, как начинающая актриса отшила его – маститого режиссера.

Намек на слово из трех букв - как удачная шутка

Гайдаю пришлось переснимать не только конец фильма, но и его начало. Дело в том, что в финале Трус подходит к стене и пишет букву Х. Едва он убегал, как в кадре появлялся Балбес, и писал букву У. И тоже убегал под приближающиеся звуки милицейской сирены.

После этого появлялся абсолютно невозмутимый Бывалый и быстренько дописывал фразу «Художественный фильм».

Говорят это шутливое начало придумал Юрий Никулин, а Гайдаю оно пришлась по душе. Однако, когда на этот финал посмотрели цензоры, они тут же эту заставку «срезали». Так что, зрители ее так и не увидели.

Фото © Kinopoisk / "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"

По шампанскому за шутку

Понятно, что многие фразы из таких фильмов и с такими артистами уходят в народ и становятся крылами на многие десятилетия. Тем более, сам Гайдай всячески поощрял главных генераторов идей картины Никулина, Вицина и Моргунова. Например, как-то в голову режиссеру пришла идея давать каждому из тройки актеров по бутылке шампанского за каждую удачную шутку.

В итоге Гайдай невольно инициировал соревнование между Балбесом, Трусом и Бывалым. И этот своеобразный турнир выиграл Никулин, забрав 24 бутылки шампанского. Моргунов пришел вторым, взяв 19 бутылок.

А вот Вицину досталась всего одна бутылка игристого напитка. Но говорят, шутником он был не меньшим. Просто не любил… шампанское. Как, впрочем, и алкоголь в целом.

Моргунов кидался на Гайдая с кулаками

Я тебя породил, я тебя и убью. Ставшая крылатой фраза царя Ивана Грозного по отношению к своему сыну стала тем же случаем и в сотрудничестве Гайдая с легендарной актерской троицей. Режиссер придумал Труса, Балбеса и Бывалого, он же их и положил под «сукно».

Ради справедливости режиссер уже задумывался над тем, что слишком долго эксплуатировать один и тот же «бренд», перетягивая его от фильма к фильму, в конце концов, может дать отрицательный зрительский эффект.

Но один из членов тройки сам ускорил момент расставания. Евгений Моргунов еще во время съемок часто вел себя вызывающе и дерзко, чем изрядно испытывал терпение Гайдая. Но когда на закрытом показе подвыпивший Моргунов в окружении нескольких поклонниц шумел, всем мешал, грубил окружающим, режиссер сделал ему замечание, актер полез в драку.

Моргунова общими усилиями выставили вон, а Гайдай потратил время, чтобы максимально уменьшить участие Могунова в кадрах фильма. И после этого никогда его в свои работы не приглашал. Так распалась легендарная комическая троица.

Фото © Kinopoisk / "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"

Как Шурик едва не утонул

Множество трюков, которые зритель видит в картине, артисты на самом деле выполняли сами. Одним из самых захватывающих был кадр, где Шурик в лице Александра Демьяненко, лежа в спальном мешке, падает с обрыва, а затем скатывается в горную речку.

Сцена была тщательно спланирована, была и страховка. Но, как говорят в таких случаях, дальше что-то пошло не так. В тот момент, когда актер упал в воду, кто-то из ассистентов замешкался, и Шурика в спальном мешке быстро понесло по горной реке.

Счет шел на минуты, ведь находясь в бурной воде, скованный в мешке артист даже не мог сопротивляться потоку. Слава богу, члены съемочной команды сумели оперативно решить вопрос спасения Демьяненко.

Однако, отсмотрев кадры реального тонущего актера, Гайдай именно их и решил оставить в фильме. Просто вышло слишком уж натурально.

Криминальное продолжение, которого не было

Еще в процессе съемок «Кавказской пленницы» ее авторам пришла идея создать продолжение с явным уголовным подтекстом. По сюжету похитивший Нину товарищ Саахов пребывает в местах не столь отдаленных, где тоже показывает себя, как отменный организатор. Бывший номенклатурный работник и в колонии активист и даже организатор тюремной самодеятельности.

В это время на воле Нина успешно руководит райкомхозом, и однажды судьба вновь сводит их с товарищем Сааховым. После этого и должны были начать развиваться основные события, которые еще только зарождались в голове Гайдая.

Но эта задумка так и не была реализована, поскольку режиссер уже был увлечен новым проектом – «Бриллиантовой рукой», в которой, кстати, главную роль сыграет участник распавшейся легендарной троицы - Юрий Никулин. Но это уже совсем другая история...

x