Нужны ли интимные отношения для продолжения рода?
Непорочное зачатие происходит в природе чаще, чем можно себе представить. Так почему мы, люди, не пользуемся этой возможностью, спрашивает обозреватель BBC Future?
«Иногда так трудно быть женщиной», - пела Тэмми Вайнетт. Вроде процесс рождения ребенка сам по себе не был достаточно тяжелым, природа сыграла с нами еще одну шутку - она жестко ограничила репродуктивный возраст женщины, а также невозможным появление потомства без участия мужчины.
Возможно, жизнь была бы проще, если бы женщины могли справляться и в одиночку. В конце концов, далеко не все животные нуждаются сексуальных отношений для продолжения рода. Как сообщает научный журнал New Scientist, непорочное зачатие является очень распространенным в природе.
Самки некоторых крупных животных со сложным строением, например, ящеры или акулы, могут размножаться без участия самцов, то есть путем партеногенеза. Как выяснилось в последнее время, такой способ размножения в дикой природе встречается гораздо чаще, чем мы себе представляли.
А могли бы женщины овладеть этот биологический прием и заводить детей, когда им заблагорассудится, не полагаясь на мужчин и не требуя их участия?
Конечно, чтобы забеременеть, женщине нужна сперма. Но ее источником вовсе не обязательно должен быть мужчина. Десять лет назад японские исследователи представили миру мышь, которая имела двух матерей и ни отца. Животное назвали в честь японской сказочной принцессы Кагуи, которая родилась в стебле бамбука. Идея имени возникла не случайно - мышь создали в лаборатории путем объединения генетического материала от двух самок.Ученые обнаружили, что при определенных условиях из стволовых клеток, полученных от женского донора, можно вырастить мужские половые клетки - процесс, довольно трудно представить в живой природе. Таким образом, становится возможным рождение ребенка от двух матерей, от каждой из которых он получает по половине генетического материала.Конечно, все не так просто, считает доктор Аллан Пейси, репродуктивный биолог из Университета Шеффилда.
«Мы можем создать клетку, которая под микроскопом выглядит как клетка спермы, но запрограммирована она так же генетически, установить пока трудно. Я не думаю, что это можно проверить другим способом, кроме того, чтобы вырастить из этой клетки эмбрион и посмотреть, или развиваться он нормально. это можно испытать на крысах и мышах, но подобные эксперименты с человеком - это очень сложный шаг ».
Впрочем, даже если ученым удастся его сделать, для репродуктивного процесса все равно будет нужен партнер или партнерша. Но представьте себе, что женщины вообще бы не нуждались в нём? В дикой природе большинство самок, прибегают к партеногенеза, обычно делают это только в крайнем случае, когда оказываются в изоляции от самцов. Если несколько женских особей комодского варана случайно попадают на остров, где нет других представителей их вида, они способны родить самцов, чтобы начать новую колонию.
Похожим образом оказалась способность к партеногенеза и у акул, когда одинокие самки, которые жили в аквариуме, неожиданно забеременели. Но случается это лишь в чрезвычайных условиях.
"Большинство крупных животных не размножаются бесполым путем, потому что с точки зрения эволюции это не в их интересах", - объясняет Аллан Пейси. Они теряют генетическое разнообразие, что обеспечивает здоровье популяции.
Итак, создать ребенка в лаборатории генетического материала одной женщины теоретически возможно. Но заплатить за это придется довольно высокую цену. Когда разнообразие генов настолько низкая, риск врожденных дефектов и других заболеваний мгновенно возрастает.
Вспомним европейские королевские династии, почти все члены которых находились в родственных связях друг с другом. Прогнатизм - врожденный порок, при которой нижняя челюсть чрезмерно выпячивается - был настолько распространенным в европейских монархов, даже получил название «губа Габсбургов».Бедный испанский король Карл II настолько сильно страдал от этого дефекта, даже не мог нормально есть. В обычной популяции этот генетический синдром благодаря влиянию других здоровых генов постепенно исчез бы, но в королевских семьях он повторялся снова и снова.
Подобно тому, как кровосмешение уменьшает генетическое разнообразие популяции, самооплодотворение может снизить генетическое разнообразие потомства.Если у ребенка будет только один из родителей, она будет иметь только половину генетического разнообразия.
Каждое следующее поколение, которое будет рождаться только от матери, продолжать эту тенденцию, а значит, риск, обычно скрытые недостатки, начнут проявляться постоянно расти.Таким образом, ваше потомство будет страдать от недостатка генетического разнообразия гораздо хуже, чем любая королевская династия.»Это плохой путь, - отмечает Аллан Пейси. - Сделать такое можно только в одном-двух поколениях».
Так, если женщина серьезно решит отказаться от полового размножения, ей следовало бы сохранить часть своего генетического материала для потомков, которые с помощью этой мастер-копии смогли бы компенсировать генетическое разнообразие, утраченную в течение поколений.
«Stand by your man» (держись за своего мужа), - пела дальше Тэмми Вайнетт, и хотя сегодня эта идея звучит довольно старомодно, с точки зрения репродуктивной системы она актуальна, как никогда