Чему дети учатся в утробе матери?
Каракатица учится узнавать добычу прежде чем вылупится из яйца, а птицы еще до рождения запоминают особые сигналы - «пароли» - общение с родителями. Обучение, несомненно, начинается еще до рождения.
Когда я ждала своего первого ребенка, как и большинство будущих мам, я получала кучу непрошеных советов.
«Не ешь острое, особенно чеснок, особенно, когда кормить». Но как страшная фанатка острых блюд, я не очень прислушивалась. Кухни заметно различаются в зависимости от культуры. Поэтому, дети, которые рождаются в мировых столицах специй, с молоком матери приучаются к пряного привкуса.С моей стороны это было предположение чистой воды, но учитывая отменный аппетит моего крохотного подопытного, мне казалось, что он был совсем не против тайского карри и чесночных блюд, которые он пробовал через грудное молоко.
Последние научные исследования подтверждают, что дети узнают о кулинарных вкусах матери еще до рождения. Но на самом деле обучения в утробе матери не ограничивается только вкусом пищи. И оно также присуще не только человеческим младенцам. Опыты показывают, что все виды животных от малых до больших начинают исследовать мир еще до своего рождения. Малыши внимательно наблюдают за вкусами, запахами, звуками и даже изображениями, доступными в утробе матери.
Разве может ребенок научиться распознавать вкус чеснока в животе матери? Питер Геппер из Университета Белфаста решил выяснить этот вопрос. Он наблюдал за 33 детьми, чьи матери во время беременности предпочитали чесночным блюдам или вообще не употребляли чеснок.
Ученый обнаружил, что кулинарные вкусы детей сохранялись даже спустя годы, поскольку те из них, чьи матери во время беременности употребляли чеснок, с удовольствием ели картошку с чесноком даже в 8 или 9 лет.
Но как человеческие младенцы могут ощущать вкус пищи в утробе? Одна из теорий, объясняет Геппер, свидетельствует, что вкусы попадают в амниотическую жидкость, и когда плод заглатывает ее - примерно с десятой недели беременности - «он чувствует ее на вкус».
Вкусы также могут попадать непосредственно в кровь плода через кровь матери. Чеснок, к примеру, задерживается в системах нашего организма в течение нескольких часов после еды. Это объясняет, почему на близком расстоянии можно почувствовать его запах даже на следующий день после употребления в пищу.Исследователи доказали, что на кулинарные предпочтения плода могут влиять не только сильные вкусы, но и, например, привкус моркови.Если вам кажутся такие выводы антинаучными, подумайте о том, что для младенцев млекопитающих вкус и запах являются важными факторами, которые запускают процесс сосания.
«Когда малыш прикладывается к груди, он чувствует в молоке матери тот же привкус, к которому он привык за 30 недель в утробе, и поэтому он его хорошо воспринимает, - объясняет ученый. - Если вкус будет другой, кормление может стать более проблематичным».Мать учит своих еще нерожденных птенцов особым сигналам. Поэтому не удивительно, что пренатальное восприятия вкусов широко распространено у млекопитающих, например, кроликов, крыс, собак и кошек.
Этот механизм развился как защита новорожденных от опасной пищи, а также для того, чтобы они могли узнать свою мать. «Это имеет смысл, так как очень важно уметь узнавать того, кто природой запрограммирован заботиться о нас», - отмечает Геппер. Это особенно важно для животных, которых могут эксплуатировать другие виды, подбрасывая им свое потомство для вскармливания.
Наблюдая за поведением птицы Malurus cyaneus (семьи кропивникових), австралийские ученые случайно заметили, что самки, высиживая яйца, издают особые звуки, которые очень похожи на крики их голодных птенцов, после того, как они вылупятся из яиц.
Вполне возможно, что таким образом мать учит своих еще нерожденных детей особым сигналам, которыми они звать ее после вылупления. Ученые проверили эту гипотезу, и выяснили, что птенцов, которые зовут родителей иначе, кормить меньше. Причем даже очень незначительные различия в сигналах влиять на поведения взрослых птиц.Ученые Кристофер Гарш и Роберт Ликлитер из штата Индиана провели эксперимент, напоминает сказку о гадкий утенок. Опыты показали, что птенцы северной куропатки предпочитают зову японского перепела, а не представителям своего вида, если до рождения в инкубаторе им проигрывали записи его пения. А как насчет человеческих эмбрионов? Способны ли они учиться звукам в утробе матери? Эксперименты психолога Афины Вулуманос из Нью-Йоркского университета показали, что младенцы оказывают значительное преимущество человеческом речи, чем другим звукам, а также языке своих родителей по сравнению с другими языками.
Интересно, что они узнают свой родной язык не только когда говорят их матери, но и из уст других ораторов. А дети двуязычных матерей, как выяснил коллега Вулуманос с Университета Британской Колумбии, одинаково активно реагировали на оба родных языка своих мам.
В одном эксперименте финских ученых группа беременных женщин на поздних сроках почти ежедневно слушала детскую колыбельную песенку «Мерцает маленькая звезда». После рождения младенцев с помощью энцефалограммы ученые проверили реакцию детей на небольшие изменения в мелодии песни.На оба варианта мелодии (правильный и неправильный) мозг младенцев, которые слушали ее в утробе матери, реагировал гораздо активнее, чем мозг тех, кому не проигрывали колыбельную. Это позволяет предположить, что дети узнали и вспомнили мелодию.Одним важным следствием этого открытия является необходимость уделять особое внимание звуковому окружению младенцев, рожденных досрочно. Если в неонатальном отделении много механического шума, дети могут запоминать эти звуки за счет звуков речи и впоследствии испытывать сложностей при изучении языка.Впрочем, ученые скептически относятся к искусственному моделирования звуков, которые может услышать плод. И считают коммерческим ходом популярность таких устройств, проигрывают музыку непосредственно младенцам в утробе и могут крепиться на живот или даже иметь вагинальные громкоговорители.
Неожиданное открытие сделали исследователи, которые наблюдали за морскими каракатицами - животными, которые, по мнению зоологов, имеют один из самых богатых поведенческих репертуаров в мире. Исследователь Людовик Дикель с Каннского университета в Нижней Нормандии во Франции обнаружил, что как только зрительная система каракатицы начинает функционировать, примерно за три недели до вылупления из яйца, животное начинает учиться с помощью зрения.В одном эксперименте Дикель и его коллеги демонстрировали эмбрионам каракатицы изображение крабов, которые обычно не могли повлиять на чувство вкуса или запаха эмбрионов, поскольку не выделяли химических веществ. После вылупления каракатицы, которым показывали крабов, отдавали заметно большее предпочтение добычи семьи ракообразных, чем их сверстники, которые не получили визуальных подсказок до рождения.Как выяснила команда Людовика Дикель, каракатицы начинали учиться еще раньше, за четыре недели до вылупления. Они чувствовали прикосновения и химические подсказки, как, например, запах хищника - европейского морского окуня.Узнать об опасностях окружения, в котором животное появится на свет, является важным способом выживания для земноводных. Многие из них развиваются в среде, наполненном хищниками, и 90-99% молодняка может погибнуть, прежде чем они превратятся из головастика во взрослую особи.
Чтобы увеличить популяцию вида, саламандру разводятся в неволе. И ученый пытается «научить» молодняк опасностям реального мира, с которыми они могут столкнуться, когда их выпустят в дикую природу.Такой вид разведения в неволе называют «предоставить старт». Исследования показали, что то, о чем мы узнаем до рождения, может дать нам значительно большие преимущества, чем считалось ранее.