Скрытые трюки: как манипулировать людьми
Всегда ли мы контролируем наши мысли? Как манипулировать сознанием людей значительно легче, чем мы себе представляем.
Возможно, мы все просто марионетки в руках какого-то властного кукловод? Большинство людей уверены, что это не так. Они принимают независимые решения и творят свою судьбу.Но они ошибаются. Как отмечает психолог Джей Олсон из Университета Макгилла в Квебеке, Канада, «многие решения, которые мы принимаем, зависят от внешних вещей, которых мы не осознаем, и мы вполне уверены, что идея принадлежат нам». Вопрос в том, можем ли мы научиться распознавать это влияние и успешно противостоять ему.
Джей Олсон посвятил жизнь исследованию средств воздействия на внимание людей. А началось все с магии. «Я научился фокусам, когда мне было пять, а в семь я уже выступал на сцене», - рассказывает он.
Когда Джей начал изучать психологию, он был удивлен тем, насколько новые открытия ученых о внимании, памяти и психологические реакции человека согласовывались с его собственным опытом фокусника.Особенно его захватывал один трюк, во время которого фокусник предлагал участнику мысленно выбрать одну карту из колоды, которую затем, к удивлению зрителей, он безошибочно вытаскивал из кармана.
Секрет в том, чтобы заставить участника выбрать именно ту карту из колоды, которую ты приготовил в кармане. (В нашем разговоре господин Олсон не открыл того, как ему удается это сделать, но другие специалисты рассказывают, что незаметно сгибание карты во время демонстрации заставляет участника подсознательно заметить это). Даже этих секунд достаточно для того, чтобы карта пришла в голову, когда участника заставляют сделать выбор.Как ученый, господин Олсон первым делом решил проверить объективность успеха фокуса. И результат был потрясающий - 103 из 105 участников выбирали именно ту карту, которую он хотел.Неудивительно, что эти результаты привлекли немало внимания прессы, но наиболее потрясающей, по мнению ученого, стала вторая часть исследования.
Опрос участников фокуса позже показало, что 92% из них были абсолютно уверены, что сделали самостоятельный выбор, что никакого манипулирования их сознанием не происходило.
Еще больше удивляет тот факт, что большинство из них называли причины своего выбора. «Да, один человек рассказывал, что выбрал червонную десятку, потому что 10 - это наибольшее число, а масть он загадал еще до начала эксперимента», - рассказывает ученый.Тип личности или цвет и размер карт, как выяснили дальнейшие эксперименты, также не играли никакой роли. Кажется, мы все равно подвержены такому манипулирования.
Выводы из этого эксперимента выходят за рамки искусства магии и заставляют нас пересмотреть представления о нас.
Несмотря на прочное чувство свободы, наша способность принимать независимые и самостоятельные решения может быть большой иллюзией. «Свобода выбора - это только чувство, она на самом деле не связана с процессом принятия решения», - объясняет Джей Олсон.
Меню с намеком
Не верите? Вспомните свой последний поход в ресторан. Господин Олсон утверждает, что вы в два раза более склонны выбрать блюдо из верхней или нижней части меню, так как именно эти части списка первыми обращают внимание.
«Но если кто-то спросит вас, почему вы заказали лосося, вы уверенно ответите, что вы очень хотели его попробовать», - говорит исследователь. Иначе говоря, мы придумываем причины нашего выбора, несмотря на то, что он был спланированным администрацией ресторана.
Прикосновение - один из приемов манипулирования человеком
А как насчет выбора вина в супермаркете? Дженнифер Маккендрик и ее коллеги из Лестерского университета обнаружили, что французская или немецкая музыка, которая играет в магазине, влияет на выбор покупателями вина из этих регионов - конечно, вполне бессознательный.
Менее понятно, как эти данные соотносятся с другими формами манипулирования мыслями, которые являются предметом длительных дебатов. Во время президентских выборов в США в 2000 году сторонники демократа Эла Гора утверждали, что в видео, которое демонстрировали республиканцы, был 25 кадр с надписью «крысы».Эксперимент, проведенный в лаборатории при похожих условиях, подтвердил, что 25 кадр с надписью действительно негативно влияет на рейтинг политика.Может ли такая стратегия иметь долгосрочный эффект - остается сомнительным. Но вполне вероятно, что другие виды манипулирования влияют на наше поведение без нашего осознания этого.
Один впечатляющий эксперимент показал, что демонстрация фотографии спортсмена-победителя заметно увеличивало эффективность телефонных продаж, несмотря на то, что большинство респондентов даже не помнили изображения.
Есть доказательства и того, что если кто напоит вас горячим чаем, вы будете воспринимать этого человека как более эмоциональную. А неприятный запах может заставить судить людей более строго.
Как определить манипуляцию
Понятно, что эти знания могут попасть в «нечистые» руки. Поэтому стоит научиться определять, когда кто-то пытается покорить вас своей воле без вашего ведома.
Если в супермакете играет французская музыка, вы можете бессознательно купить французское вино
Ниже мы предлагаем четыре манипулятивных ходы, к которым могут прибегнуть ваши коллеги или друзей в повседневной жизни. Итак, берегитесь!
1) Прикосновение может быть влиятельным
Похлопать кого-то по плечу и посмотреть ему в глаза - эффективный способ сделать человека более откровенной к вашему предложению. Сам Джей Олсон использует этот прием во время своих фокусов. Он также очень распространен в повседневных ситуациях, например, когда кто-то пытается занять у вас деньги.
2) Скорость речи
Исследователь рассказывает, что фокусники всегда торопят добровольных участников трюка, чтобы те приняли первое решение, которое придет им в голову. Но как только они сделают свой выбор, темп речи заметно уменьшается.
3) Поле зрения
Пытаясь привлечь внимание добровольца в определенной карты, фокусник Олсон делает ее более «заметной», чтобы участник фокуса подсознательно запомнил ее. Есть много способов, как этого добиться. От размещения предмета на уровне глаз к толкание предмета к цели. По тем же причинам мы часто выбираем именно тот предмет, который нам предложили первым.
4) Вопрос
Например, «Почему вы думаете, что это будет хорошая идея?» или «Какие это будет иметь преимущества?» Это кажется очевидным, но если позволить кому-то убедить самого себя, человек будет более уверенной в своем решении в будущем, что это вообще была их идея.
Мы все при определенных условиях можем стать марионетками, но если вы осознаете, кто тянет за ниточки, вы можете по крайней мере попытаться противостоять.