Как венерические болезни изменили нашу жизнь?
Наши далекие предки не были слишком сдержанными в своих пристрастиях, но после того как они начали вести оседлый образ жизни, разврат вышла из моды.
Всю жизнь провести с одним партнером не сдается достаточно хорошей идеей, по крайней мере, с точки зрения эволюции.
Если моногамия настолько бесполезна, почему большинство культур придают ей предпочтение?
Мужская сперма производится быстро, ее много и, следовательно, в важном вопросе продолжения рода полагаться только на одну женщину, которая, к тому же, будет долго вынашивать ребенка, выглядит не очень разумным.
Женщина также может получить большую выгоду от наличия различных партнеров. Если вдруг дети от одного отца иметь генетические болезни, потомство от других мужчин увеличивает шансы на продолжение рода.
Именно поэтому моногамия крайне редко встречается в природе, как среди млекопитающих, так и среди многих других групп животных.
То же можно сказать и о человеческих общества, многие из которых позволяют иметь много женщин. По одному из исследований, 83% культур одобряют полигамию, хотя даже в таких обществах, по признанию многих, далеко не все могут себе позволить иметь несколько жен по экономическим причинам.
Итак, если моногамия не столь полезной, чем большинство культур придают ей предпочтение?
В больших группах людей с неупорядоченными половыми отношениями венерические заболевания, как, например, сифилис (на фото) могут быстро приобретать эндемического характера
В больших группах людей с неупорядоченными половыми отношениями венерические заболевания, как, например, сифилис (на фото) могут быстро приобретать эндемического характера
Последние исследования проливают свет на причины этого. Авторы статьи в научном журнале Nature Communications, отмечают, что мощным движущим фактором моногамии в ранних сельскохозяйственных обществах, очевидно, стали инфекций, передающихся половым путем (ИППП).
Изменения в общественной морали требуют много усилий и времени
Моногамия становится все более распространенным явлением во время неолитической революции примерно 8000 лет назад, когда охотники-собиратели начали вести более оседлый образ жизни и занялись земледелием. Полигиния (многоженство) начала постепенно исчезать, отмечают ученые.
Но вряд ли причинами этого стали изменения в общественной морали, поскольку такие вещи требуют много усилий и времени.
«Если определенное поведение кажется вам неприемлемым, вы должны потратить много времени на борьбу с ней, на создание новых социальных институтов или норм», - объясняет ведущий автор исследования Крис Баух из Университета Ватерлоо в Канаде.
Оказывается, что в небольших популяциях венерические заболевания обычно не распространяются
Например, чтобы предотвратить преступления, мы должны создать и финансировать полицию.
Вместе с Ричардом Макелретом из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Германии, Баух пытается понять, почему некоторые человеческие сообщества потребовали от своих членов моногамии.
Крис Баух утверждает, что в маленьких группах охотников-собирателей, которые насчитывали не более чем 20-30 взрослых мужчин и женщин, венерические заболевания не представляли серьезной угрозы. Даже если некоторые из них и передавались отдельным членам группы, с точки зрения эволюции, они не имели возможности быстро распространяться, и, как правило, постепенно угасали.
Ситуация совсем другая в аграрных обществах, население которых стремительно увеличивается. Половые инфекции в больших группах, практикующих полигиния, будут быстро распространяться и могут вызвать эндемия. Критическая масса людей постоянно поддерживать ИППП, и они никогда не будут исчезать.
Вспышка сифилиса, хламидиоза или гонореи мог привести к бесплодию популяции.
Именно поэтому, по мнению Баух и Макелрета, большие общества выбирают моногамный образ жизни. Наказывая тех, кто его не соблюдает, они на самом деле пытаются противостоять распространению заболеваний.
С помощью компьютерной модели ученые попытались представить, что происходило бы в больших обществах, если бы не существовало моногамии. «Эта модель учитывает размер популяции и половое поведение ее членов, и таким образом вычисляет скорость распространения инфекций», - объясняет Крис Баух.
Сегодня мы умеем лечить большинство венерических инфекций, а вот в прошлом их последствия могли быть очень разрушительными. Вспышка сифилиса, хламидиоза или гонореи в древние времена мог привести к бесплодию или еще худшим последствиям.
Впрочем, моногамия имеет и другое объяснение. Некоторые ученые считают, что ее двигателем была забота о потомстве.
Кот Опи из Университетского колледжа Лондона и его коллеги опубликовали исследование, которое утверждало, что моногамия имеет решающее значение для выживания потомства. Ученые также отметили, что моногамия имеет достаточно зловещее происхождения.
Если отец остается со своими детьми, он защитит их от конкурирующих самцов, которые могут их убить, чтобы женщина снова была способна зачать.
Для таких «предателей» венерологические болезни не стали бы слишком высокой ценой
«Таким образом, мужчины, не защитят свое потомство, имеют мало шансов на продолжение рода, - отмечает Кит Опи. - Это не хорошо и для женщин, но для мужчин это имеет пагубные последствия».
Иными словами, по мнению ученого, моногамия стала способом противостоять детоубийству. Теория Баух и Макелрета ученого не убеждает.
«Я понимаю, что теоретически венерические заболевания могли несколько повлиять на уменьшение неупорядоченных половых отношений, но они могли заставить общество добровольно перейти к моногамии, кажется мне маловероятным, - объясняет ученый. - Моделирование Баух и Макелрета не основывается на реалистичных предположениях».
Моногамия начала распространяться с развитием земледелия
Согласно исследованию 2009 года, вопросы наследства также могли сыграть роль. В сельскохозяйственных обществах земля стала дефицитным товаром. Ее распределение между многочисленными наследниками существенно снизил бы ее стоимость. А социальная моногамия, таким образом, позволяла наследовать имущество родителей только настоящим наследникам.
«Моногамный брак возник в Евразии после установления интенсивного земледелия, поскольку право собственности на землю стало критическим как для производства, так и для выживания рода», - объясняют ученые.
Очевидно, возникновению моногамии способствовали различные факторы
Другой вопрос, которому не уделяется внимания в модели Баух и Макелрета, это то, что случилось бы с «предателями» - мужчинами, которые бы ни подчинились моногамным правилам общества и продолжали бы вести беспорядочную половую жизнь. Исследователь Дитер Лукас с Кембриджского университета попытался найти ответ.
«Таким» предателям «вряд ли пришлось бы заплатить слишком высокую цену за свое распутство, - считает ученый. - Ведь прежде чем они стали бы бесплодными или умерли от венерических болезней, они бы оставили немало потомков».
Существует еще несколько объяснений возникновения моногамии, среди которых не последнее место занимает женская конкуренция и защита от возможных соперниц.
Крис Баух, между тем, не считает, что эти факторы противоречат его теории. «Очевидно, возникновению моногамии способствовали разные причины», - отмечает ученый. Особенно, если учесть, насколько разнообразны человеческие общества.
Современное общество изобрело более эффективные способы противостоять венерическим заболеванием, в частности пользоваться презервативами. Программы, которые поощряют воздерживаться от сексуальных отношений до брака, оказались преимущественно неэффективными.