Родом из детства: О фильме "Родители строгого режима"
Попытка рассказать на языке кино о том, что спасение утопающего далеко не всегда должно быть делом его собственных рук.
Комедии по умолчанию воспринимаются как нечто развлекательное, лёгкое, отвлекающее от повседневных забот. Комедия "Родители строгого режима", вышедшая на экраны 14 апреля, действительно отвлечёт зрителя от повседневности. И развеселит. Однако лёгкой её едва ли можно назвать. Молодой режиссёр Никита Владимиров показал, что комедия может быть немного иной. Глубокой. Трогающей те струны души, о существовании которых в жизненной суете многие из нас забывают.
Завязка сюжета проста и в чём-то даже предсказуема — некий город мог бы процветать, если бы его мэр не злоупотреблял служебным положением и не тратил государственные деньги на воплощение собственных желаний. Мэр молод, амбициозен, хитёр... Но, видимо, слишком наивен, поскольку полагает, что за его преступления (пусть и относительно мелкие) не последует наказания.
Какое наказание самое страшное? Люди разные — кто-то боится Божьей кары, кого-то страшит уголовная ответственность, а иные вообще ничего не боятся. Но все мы родом из детства. В детстве всех нас пугало одно и то же — родительское наказание. Вспомните — могло ли быть что-то страшнее строгого, пронзающего насквозь взгляда мамы или отцовского ремня? Именно такими мерами — детскими — решают проучить своего взрослого сына Бориса (Евгений Ткачук) его родители.
Вера Николаевна (Алиса Фрейндлих) и Валентин Александрович (Александр Адабашьян) — обманом увозят сына за город и запирают у себя в доме. Пусть 38-летний сыночек посидит, подумает о своём поведении.
Сыночек поначалу всячески упирается, бунтует, кричит и топает ножками. И даже угрожает (как взрослый) упечь пожилых родителей в "психушку".
Город гудит — на носу выборы, а мэр пропал! Коллеги пытаются выведать у родителей, где их сын, даже полиция приезжает на загородный участок, но эти отчаянные пенсионеры непреклонны — не отпустили на волю провинившегося.
Совсем как в детстве, помните? Тебя наказали, во двор не отпускают, ребята с улицы кричат: "А Вася/Саша/Миша... выйдет?". А мама им в ответ строгим голосом: "Не выйдет, он наказан!".
Похоже, некоторые дети со временем так и не взрослеют, хоть и занимают солидные должности, и создают собственные семьи. Жена Бориса Света (Ольга Медынич) показана в фильме поверхностной особой. Но эта её поверхностность, как и прорисованный штрихами, без деталей, образ героини, похоже, намеренное режиссёрское решение. Игра на контрасте. Чтобы зритель ощутил разницу двух миров — того, что создал вокруг себя Борис и того, в котором обитают его родители. Эти миры разные.
А потом всё меняется — мэр на время "вылетает" из собственного мира в родительский. Свой день рождения провинившийся парень празднует среди воздушных шариков и за столом с мамой и папой; по вечерам — ванна с пеной и прочитанная на ночь сказка Н. Носова про мальчика, который воровал огурцы; а вместо казино и прочих взрослых забав — настольные игры...
Во время просмотра трудно удержаться от улыбки — как по-домашнему милы родители главного героя; как заботливо муж обнимает жену, ограждая от переживаний; как волнуется жена за больное сердце супруга. Алиса Фрейндлих и Александр Адабашьян привнесли в этот фильм что-то невыразимо тёплое и достоверное — как через своих персонажей, так и через самих себя — профессиональная и душевная игра актёров "советской киношколы" не может не вызвать отклика в душе зрителя.
Да и сама картина насквозь пропитана теплом. Атмосферой советского детства. Ностальгией по нему. Звучащая во время титров колыбельная из мультфильма "Умка" намекает на эту атмосферу в начале фильма, "раскручивает" её в середине и максимально усиливает ближе к финалу. И придаёт картине нотку горечи — детство рано или поздно заканчивается, родители стареют, а дети...? Какой путь выберут они? Сумеют ли повзрослеть или так и останутся великовозрастными хулиганами, боящимися ответственности?
Постановщик не даёт однозначного ответа на этот вопрос. У фильма открытый финал. Пусть каждый зритель придумает для себя своё окончание этой истории.