Жил такой парень: Пять лучших фильмов с Леонидом Куравлёвым
Только на первый взгляд сыгранные им персонажи кажутся простыми.
Леонид Куравлёв поступил в театральный институт из-за природной склонности к гуманитарным дисциплинам. Изначально он не задавался целью стать артистом. Однако с выбором профессии не прогадал — сыгранные им герои всегда получались очень достоверными, близкими и понятными каждому зрителю. Таковыми они и остаются. Таковым навсегда останется для зрителей и сам Леонид Вячеславович. Вспомним его лучшие работы:
"Вий" (1967).
Роль Хомы Брута — простого жителя украинской глубинки — далась Куравлёву довольно легко. Актёр утверждал, что в перевоплощении в гоголевских героев для него нет ничего сложного, к тому же, "Вий" полон мистической энергетики, которая по умолчанию помогает тем, кто имеет отношение к этой профессии. Брут только кажется простачком, в действительности он гораздо умнее и мудрее...
"Афоня" (1975).
Из множества ролей артиста больше всего зрителям запомнился именно беззаботный сантехник Афанасий Борщов. Почему? — ответа на этот вопрос не смог найти даже сам Леонид Куравлёв. Он неоднократно рассказывал о том, как на улице его окликают случайные прохожие словами из фильма: "Мне Афоня рубль должен!". Актёр признавался: "Меня даже раздражает Афоня. Мерзавец ведь, а любят его...".
"Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
Роль обаятельного негодяя и воришки Жоржа Милославского стала знаковой и для Леонида Куравлёва, и для его поклонников. Интересно то, что все реплики этого героя были сплошной импровизацией актёра, а мастер советской комедии Леонид Гайдай поощрял такое существование Куравлёва на съёмочной площадке. Легендарную фразу "Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если они у вас, конечно, есть!" исполнитель роли Милославского также придумал сам.
"Живёт такой парень" (1964).
Эта работа сыграла большую роль в дружбе Леонида Вячеславовича Куравлёва с Василием Макаровичем Шукшиным. Роль Паши Колокольникова режиссёр писал специально под друга. Но худсовет не устраивала кандидатура Куравлёва. Всеми правдами и неправдами Шукшин доказывал необходимость создания образа этого героя именно его другом. Доказал. Леонид Вячеславович был безмерно благодарен Шукшину и называл эту роль "росточком, пробившимся сквозь асфальт".
"Мичман Панин" (1960).
Роль матроса Камушкина Куравлёв получил, будучи студентом четвёртого курса ВГИКа. Постановщик Софья Милькина пригласила молодого актёра на эту роль, услышав, как он поёт "Боже, царя храни" — непрофессионально, но старательно. Куравлёв позднее вспоминал, что пел абсолютно серьёзно, но его исполнение смешило людей до слёз. "Вот какой эффект дает насилие актера над своей природой", — говорил он.