"Есть установка весело встретить Новый год!": Факты о фильме "Карнавальная ночь"
29 декабря одному из известнейших фильмов Эльдара Рязанова исполнилось 65 лет.
В течение многих лет музыкальная комедия "Карнавальная ночь" остаётся неизменным атрибутом празднования Нового года. Искромётный юмор, шутки и запоминающиеся песни героев из года в год создают праздничное настроение у миллионов зрителей. А как снимали фильм, полюбившийся нескольким поколениям?
От документалистики к мюзиклу.
Эльдар Рязанов начинал свою карьеру как режиссёр документального кино. Если бы он не "свернул" на комедийную "тропинку", возможно, о его таланте не узнало бы такое количество ценителей отечественного кинематографа. "Карнавальная ночь" стала его первой работой в "лёгком" жанре. Режиссёр очень боялся браться за эту картину, поскольку полагал, что после таких незамысловатых картин вернуть себя в серьёзное русло будет сложно. К тому же, члены съёмочной группы, с которой довелось работать Эльдару Алексанровичу, до этого уже принимали участие в производстве фильмов и не упускали случая указать молодому режиссёру на допущенные им недочёты.
Зима — летом.
Комедию о подготовке к зимнему празднику снимали в разгар лета 1956 года. Стояла ужасная жара, а съёмочная группа свозила к зданию Театра Советской Армии (съёмки шли именно там — театр предоставили для работы над фильмом в тот период, когда труппа была на гастролях) ёлки, гирлянды, хлопушки и блестящие шары. Представьте себе удивление тех, кто видел, как к театру стекается толпа изнывающих от зноя и держащих в руках новогоднюю атрибутику.
Мэтр Огурцов.
Роль главного консерватора и скептика — товарища Огурцова — по мнению Рязанова, более всего подходила Игорю Ильинскому. Режиссёр, отправляясь к нему для того, чтобы пригласить на съёмки, очень волновался — Ильинский в то время уже был мэтром кино, маститым актёром. Мог и отказать, счесть самонадеянную затею молодого постановщика пустяком. Но... Он согласился. Да и в общении оказался очень приятным человеком, лишённым каких-либо признаков "звёздной болезни".
Лена Крылова — икона стиля.
На роль Леночки Крыловой — девушки, о которой зрителю ничего не понятно, кроме того, что она очень красивая — Людмилу Гурченко утвердили сразу. Режиссёр Иван Пырьев заметил эффектную молоденькую актрису в коридоре "Мосфильма", отправил её на пробы к Эльдару Рязанову и не прогадал. У этой героини в фильме не было какой-либо драматургии и творческой задачи, зато она прекрасно пела, изящно двигалась и поражала воображение зрителей красивыми нарядами. После просмотра "Карнавальной ночи" многие советские женщины мечтали приобрести хотя бы одно платье "как у Леночки Крыловой" и делали стрижки "под Гурченко".
Лидер проката.
Съёмки комедии длились всего пять месяцев. Представители худсовета, посмотрев готовый материал, обрушились с критикой на фильм и режиссёра, настоятельно рекомендовали забыть получившуюся картину "как страшный сон". Но у зрителей было другое мнение. В 1956 году "Карнавальная ночь" стала лидером кинопроката, Людмила Гурченко — лучшей актрисой по версии журнала "Советский экран", а Рязанов завоевал уважение в кругу режиссёров.