Рецензия на фильм «Спенсер: Тайна принцессы Дианы» - Inc News
, автор: Чуликова Е.

Рецензия на фильм «Спенсер: Тайна принцессы Дианы»

9-го декабря в российский прокат вышла картина, где, по мнению кинокритика Джейка Коула, соединились нестандартный подход к изображению событий режиссёра Пабло Ларраина и блестящая игра Кристен Стюарт.

Актёрский состав с Кристен Стюарт в качестве принцессы Дианы великолепен, а финал в кабриолете грандиозен. Так почему же остальная часть фильма «Спенсер» Пабло Ларраина напоминает упражнение для старшеклассников в летнем лагере? Прошло не так много времени с тех пор, как чилийский режиссёр Ларраин выпустил другую мифотворческую медитацию с похожей концепцией, а именно биографическую драму «Джеки» (2016).

Это тоже был элегантно стилизованный фильм с захватывающим исполнением главной звезды Натали Портман в роли Жаклин Кеннеди. В «Спенсере» мы снова видим вызывающее сопереживание, но при этом старомодное исследование героини, жизненный путь которой в XX в. превратился в сплав славы и трагедии.

«Джеки» имел динамику психологического триллера, чей сюжет был сосредоточен на воспоминаниях о трагическом прошлом. «Спенсер» же, скорее, напоминает историю о призраке – мечтательная, роскошная версия «Сияния» (1980) с гостиницей «Оверлук» в виде поместья королевы Сандрингем, где принцесса Диана большей частью размышляет в изоляции и удушающем дискомфорте. Когда она вырывается из «заточения» и убегает в ночь, подошедшие с фонарями охранники слышат от неё фразу: «Скажите им, что вы видели привидение».

Со «Спенсером» это происходит часто, Стивен Найт («Порок на экспорт», «Лок») написал сценарий с трагической остротой и предвидением скорого конца. Всё содержание во фразах. Всё метафорично и с предчувствиями. 1991-й год, за шесть лет до смерти Дианы, но на пике её разлада с королевской семьёй. Диана знает о связи принца Чарльза с Камиллой Паркер Боулз; празднование Рождества совпадает с принятием ею решения завершить брак. В «Спенсере» семья уже заточила ножи против Дианы. Они обвиняют её. «Я притягиваю сумасшествие», - говорит она. «Сумасшествие других людей».

Но проходит некоторое время, прежде чем Диана вступает в контакт с кем бы то ни было. Ларраин открывает фильм кавалькадой, направляющейся по аллее в Сандрингем – основательная и непростая подготовка к торжеству. Все королевские атрибуты в «Спенсере» связаны с армией и потенциально фатальны для Дианы. Её недоверчивый охранник – майор (Тимоти Сполл) и повар (Шон Харрис) цитируют речь перед битвой из «Генриха V» (пьеса В. Шекспира). «Они убьют меня?», - спрашивает Диана, имея в виду королевскую семью.

Но перед тем, как встретить родственников, Диана блуждает в своём кабриолете по соседним холмам. Она заходит в кафе, чтобы спросить дорогу. И пока каждый округляет глаза, изображает потерявшуюся принцессу, наслаждаясь произведённым эффектом. Поскольку прибывает она с опозданием, то и остаётся в одиночестве. В «Спенсере» коротко появляются Чарльз (Джек Фартинг) и королева Елизавета II (Стелла Гонет), но фильм Ларраина не о них, его действие развивается в мечтательной и стильной атмосфере покинутости, вызванной угнетённым состоянием главной героини. Эпиграфом к «Спенсеру» служит фраза: «История настоящей трагедии».

И в «Джеки», и в «Спенсере» Ларраин заслуживает похвалы за уход от ожидаемой структуры байопика. (Многие уже начали мечтать о том, чтобы режиссёр снял подобную картину про злоключения Бритни Спирс). Каждый портрет «нарисован» с чуткостью и серьёзным исследованием. Но абстрактные, художественные предположения не являются равноценной заменой биографической условности. Драма получилась резкой – Диана так раздавлена традициями и ограничениями – что это выливается в повторяющиеся залпы её столкновений со сплетничающим обслуживающим персоналом (Салли Хокинс в роли доверенного лица принцессы), нежные моменты с сыновьями (Джек Нилен и Фредди Спрай) и в большей степени абстрактные сцены с булимией и неуклонно приближающимся концом, подчёркиваемым видениями с Анной Болейн (Эми Мэнсон).

Оправданно ли это? Не совсем. «Спенсер» временами игрив до глупости и так глубоко символичен, что его неустойчивые отношения с исторической реальностью выходят за пределы допустимого. «Спенсер», на самом деле, может быть больше о Кристен Стюарт в роли Дианы, чем о самой принцессе. Успех с актёрским составом во многом связан с параллелями, которые можно провести между Стюарт и Дианой. Обе – молодые женщины, находящиеся под микроскопом, со своими сложностями и достижениями, приобретёнными в результате рано свалившейся славы.

Многие наблюдатели отмечают техничность игры Стюарт – акцент, жесты, но речь не о трансформации. Вы ни на секунду не забываете о том, что Стюарт играет Диану, и вы легко можете принять все бунтарские выходки героини за собственные эскапады Кристен. «Спенсер» может быть не совсем удачной историей о Диане, но как яркий портрет Стюарт, он притягателен.

Источник фото: Shoebox Films
x