Прощание с иллюзиями: О спектакле "Ничего, что я Чехов?" театра "Модерн" - Inc News
, автор: Нестерова А.

Прощание с иллюзиями: О спектакле "Ничего, что я Чехов?" театра "Модерн"

Вы всё ещё считаете актёров небожителями?

Люди склонны иметь идеализированное, романтическое представление о чём-либо. Нередко это касается профессий. Врача представляют самоотверженным героем, спасающим жизни и относящимся к человеческой жизни, как к величайшей ценности. Учитель — это, конечно же, открытый миру человек, всей душой любящий детей и считающий необходимым сеять "разумное, доброе и вечное". А профессия актёра воспринимается многими как путь, устланный розами без шипов: восторженные поклонники, крики "Браво!", аплодисменты, головокружительные романы... Это — иллюзия. Это — крайность.

Режиссёр Юрий Грымов и актёры спектакля "Ничего, что я Чехов?", вошедшего в репертуар театра "Модерн" в 2019-м году (который был объявлен Годом Театра в РФ), похоже, сознательно впали в другую крайность — они показали изнанку актёрской профессии, перед этим отразив её в кривом зеркале.

Люди театра, мол, никакие не небожители, а самые обычные личности, да ещё, мол, и не очень достойные. Создавать семью с ними опасно — изменяют направо и налево, то и дело меняют приоритеты и... да, нещадно пьют. И всё то, что так восхищает публику, они, мол, создают вовсе не на трезвую голову.

Актёры погружают зрителей в эту крайность с первой минуты спектакля и не дают "вынырнуть" из неё вплоть до выходов на поклон.

Но это не плохо. Хоть крайности и искажают представление о действительности. Этот приём помогает увидеть в Людях Театра людей. Живых. С их слабостями и глупостями. Друг для друга они не "звёзды". Даже великого режиссёра Вахтангова герои спектакля величают просто "Женька".

В начале действа мы видим молодого Михаила Чехова (Александр Горелов) и его юную супругу Ольгу (Мария Орлова), которых от их нетеатральных сверстников отличает только наличие амбиций — они хотят заявить миру о себе, хотят жить яркой, наполненной жизнью без лишений. Но без лишений, живя в браке с творческим человеком, жить, кажется, нельзя.

Фото: Театр "Модерн"/modern-theatre.ru

"У меня муж — артист и пьяница, так что я уже ничего не боюсь! Не боюсь я вас!", — скрывая нарастающую панику, кричит Ольга волкам, окружившим её в лесу. В этот момент трудно сдержать недоуменную улыбку — это же какого невысокого мнения надо быть об артистах, чтобы даже хищники в сравнении с ними казались меньшим из зол?..

К середине спектакля фокус окончательно смещается с Михаила Чехова на его жену. Образ более зрелой Ольги воплощает заслуженная артистка РФ Анна Каменкова. Благодаря её энергетике и уверенным интонациям голоса героиня действительно "взрослеет", выглядит целостной, мудрой, состоявшейся. И при этом остаётся невероятно женственной. Всегда. Даже когда смотрит в глаза Адольфу Гитлеру (Александр Горелов), пытаясь не выдать своего страха (совсем как тогда, в юности, в лесу, среди волков...). Даже когда её допрашивает Лаврентий Берия (Алексей Багдасаров). Кто бы ни встретился ей на пути, Ольга держится достойно, не проявляя лишних эмоций. Прячет опасение за флиртом. Презрение — за иронией. А встреч с влиятельными людьми у неё было много, как и у Михаила Чехова. Спектакль и состоит из этих встреч, как книга из глав. Каждый из встреченных главными героями меняет их. Так или иначе. И с каждой новой такой встречей Михаил и Ольга становятся старше, опытнее. Прощаются с иллюзиями, мечтами о покорении мира. Да, каждый из них в итоге становится востребованным, но желание покорить мир как-то уходит на второй план. Такие глобальные идеи свойственны юности...

Фото: Театр "Модерн"/modern-theatre.ru

Ещё один символ прощания с иллюзиями в этом зрелище — лопающиеся воздушные шарики. В какой-то момент десятки разноцветных шаров спускаются на сцену из-под потолка, и, коснувшись поверхности, замирают, подобно маленьким балеринам, вставшим на одну ногу. А затем безжалостные выстрелы превращают это красивейшее разноцветье в кучку невзрачных лоскутов... Так, наверное, "лопается" романтическое представление юношей и девушек об актёрской профессии в первый год обучения в театральном институте...

Фото: Театр "Модерн"/modern-theatre.ru

Создаётся впечатление, что именно так — резко, болезненно — рассталась со своими иллюзиями относительно кинематографической карьеры и ещё одна героиня, появившаяся ближе к финалу спектакля — Мэрилин Монро (Маина Чижевская). С помощью прихода в мир кино и театра она намеревалась компенсировать недостаток материнской любви. Ведь актёров все любят! Ими все восхищаются! А значит, и ею будут восхищаться тоже. Но... Её не может полюбить даже Михаил Александрович Чехов (Пётр Воробьёв), в которого она влюбилась безответно, ища, как бы сказали психологи, "признания со стороны значимого взрослого". Мэрилин так и осталась ребёнком внутри. А детям больнее всего расставаться с тем, что они себе нафантазировали...

Но и она когда-то внутренне повзрослеет, как Чеховы. Обязательно повзрослеет — эта участь ещё никого не обошла стороной.

И тогда ей уже не будет больно.

Даты ближайших спектаклей: 1 и 23 апреля.

Продолжительность — 1 ч. 55 минут без антракта. Возрастное ограничение — 16+.

Источник фото: Театр "Модерн"/modern-theatre.ru
x