Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям - Inc News
Эксклюзив, автор: Быстрова А.

Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям

В августе самое время задуматься, как помочь адаптироваться ребенку к новому этапу жизни и шагнуть в школьную жизнь без лишнего стресса. А как это сделать правильно, изданию INC-News.ru рассказали эксперты.

Источник фото: 123rf.com

В первом классе у вашего ребенка начнется новая жизнь. Поначалу она покажется ему нелегкой, ведь вчерашнему дошкольнику придется справляться с учебной нагрузкой, привыкать к другому распорядку дня и осваиваться в коллективе сверстников, которые не всегда бывают дружелюбны. Чтобы процесс адаптации прошел успешно и не растянулся на длительный срок, ребенку потребуется поддержка родителей. Ниже представлены советы, следуя которым вы сможете помочь своему любимому первокласснику в этот сложный для него период.

1. Позаботьтесь о том, чтобы новоиспеченный школьник соблюдал режим дня

Распорядок дня имеет большое значение: он не только научит ребенка ценить время и правильно его организовывать, но и избавит неокрепшую нервную систему от перегрузок. Поскольку первоклассник в силу возраста пока еще не способен грамотно чередовать работу и отдых, этим придется заняться родителям. В первую очередь следите за тем, чтобы ребенок высыпался. Желательно ложиться не позже 21.00, чтобы утренний подъем не превратился в настоящее испытание. Если это необходимо, выделите время на дневной сон. Он поможет справиться с усталостью и с новыми силами приступить к выполнению домашних заданий. Еще очень важно внести в расписание прогулки на свежем воздухе.

2. Не требуйте от ребенка слишком многого, будьте снисходительны к его неудачам

Если родители не превозносят школьные достижения и не зацикливаются на неизбежных ошибках, у первоклассника сформируется правильное отношение к учебному процессу и сопровождающим его трудностям. В этом случае плохие оценки не будут восприниматься как полный провал и влиять на уверенность в себе.

"В этот период важно показать, что учеба — это не только про хорошие оценки, это еще и про получение новых знаний и умений. Школа — это место, где мы можем получить ответы на свои вопросы. Если давать ребенку такое описание процесса обучения, то морально становится намного легче, страх ошибки снижается. Еще важно объяснить ребенку, что оценки — это не точное описание уровня его знаний и умений, - поясняет психолог Надежда Голикова. - Оценки просто показывают, насколько ты можешь справиться с задачей в этот самый момент. Поэтому, если у тебя что-то не получилось, это не значит, что ты ни на что не способен, это всего лишь показывает, что прямо сейчас ты не можешь выполнить это идеально. Но ты обязательно научишься и попробуешь снова".

Вместо того чтобы спрашивать у ребенка о том, насколько успешно он справился с заданиями на уроке, поинтересуйтесь, как прошел школьный день, что занимательного рассказывал учитель. Главная рекомендация: не ругайте своего первоклассника за ошибки. В данный период важнее быстрая и по возможности безболезненная адаптация к новым условиям, а не успехи в чтении и правописании.

Источник фото: 123rf.com

Как следует реагировать и поддерживать ребенка при школьных неудачах? - Психолог Lahta Clinic Юрий Ильёв советует использовать индивидуальный подход с опорой на доверительные и поддерживающие отношения

И вот несколько советов от специалиста:

"Послушайте его, дайте ребенку высказать своё мнение и испытывать соответствующие именно ему эмоции об этом событии. Старайтесь придерживаться мнения, что неудачи — это нормальная часть жизни, они дают уроки и опыт, которые помогают расти и развиваться. Выразите, комфортным для обоих способом, свою любовь и поддержку ребенка независимо от его успехов или неудач.

Предложите проанализировать и обсудите вместе с ребенком причины неудачи и помогите ему извлечь уроки из ситуации. Поощряйте ребенка продолжать учиться и пробовать снова, несмотря на неудачи. Важно, чтобы он понимал, что вы гордитесь его усилиями и настойчивостью вне зависимости от результата.

Поддержите самооценку ребенка. Подчеркните сильные стороны и успехи, напомните о положительном прогрессе, которого он достиг через неудачи в прошлом. Помогите ему увидеть, что неудача в одной области не уменьшает его ценности как личности. Избегайте сравнений с другими детьми, так как это может нанести ущерб самооценке и уверенности ребенка.

Если неудачи регулярны или вызывают серьезное беспокойство, обратитесь за помощью к школьному психологу или специалисту, чтобы выявить возможные причины и разработать план поддержки. Помните, что каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным. Важно создавать доверительные отношения и быть поддерживающими в любых ситуациях".

3. Следите за эмоциональным состоянием сына или дочери

Если вы заметите, что ребенок возвращается из школы печальным или раздраженным, обязательно расспросите его о причинах плохого настроения. Возможно, он неправильно ответил на уроке и почувствовал себя глупым. Или его обидел одноклассник, и ваш малыш решил, что не нравится другим детям. Какой бы ни была ситуация, ясно одно: ребенку необходимо ваше участие. Донесите до него следующую мысль: он всегда может рассказать вам о своих затруднениях и получить помощь и поддержку.

"Самое основное и главное – не ругать. Даже если вам кажется, что мог сделать лучше, не доделал, «опять занимался непонятно чем». Всегда люблю отражать вопросы родителям. Давайте представим, что ваш руководитель всегда вас «пилит» за любую неудачно проделанную работу (ну или он так это воспринимает, а вы, в свою очередь, прилагали к этому определенные усилия). Представили? Появилась мотивация лучше работать? Появилось желание с удовольствием бежать на работу? Предполагаю, что не очень. Так же и с нашими детьми. Поэтому очень важна правильная поддержка: «ты молодец», «в следующий раз обязательно получится», «если тебе нужна моя помощь – я всегда буду рада тебе помочь!». Тогда любая неудача уже не будет восприниматься, как трагедия, а как что-то, что можно попробовать исправить с другим настроем и настроением! Хвалите не только за результат, но и за сам процесс," - рекомендует психолог Кира Гольдштейн.

Источник фото: 123rf.com

4. Откажитесь от идеи записать первоклассника в новые кружки и секции

Пусть продолжает посещать те занятия, которые были у него до поступления в школу. Привычные кружки и секции станут для ребенка местом своеобразного отдыха, потому что там не придется приспосабливаться к новым условиям. Обстановка будет ему знакома, с детьми он уже общался, требования педагога или тренера известны и понятны. Никакого стресса по сравнению со школой, в которой еще нужно освоиться! Соответственно, тот кружок, в который ваш ребенок придет в первый раз, лишь усложнит его жизнь, добавит лишнюю нагрузку и заставит больше нервничать. Поберегите своего маленького ученика и предложите ему заняться чем-то новым только после того, как завершится период адаптации.

"Что касается дополнительной нагрузки в виде кружков - тут нужно смотреть по самому ребенку. Оптимальное количество дополнительных занятий для маленьких - дважды в неделю по 30 минут, это если занятие интеллектуальное вроде дополнительного языка или гончарного дела. Если же это физическое развитие, то тут только исходя из возможностей тела ребенка можно решить. Первые месяцы будут очень тяжелыми для нервной системы, спорт часто помогает разгрузить голову и эмоции. Но учеба — это энергозатратный процесс, и, если вы видите, что ребенок стал сонливее, капризнее, ведет себя иначе, то стоит с ним это обсудить и, возможно, на время убрать дополнительные занятия, заменив их играми и прогулками. Если вы дадите нервной системе ребенка достаточно ресурса, чтоб адекватно адаптироваться, вы обязательно скажете себе спасибо за это в будущем. Ведь процесс обучения будет намного легче и проще," - советует психолог Надежда Голикова.

Источник фото: 123rf.com

5. Регулярно интересуйтесь у ребенка, как у него складываются отношения с одноклассниками

Даже если он не захочет признаваться в проблемах, по его реакции вы сможете вовремя заметить, что дела обстоят не так благополучно, как хотелось бы. Откровенный разговор с сыном или дочерью, ваши советы, обращение к учителю в случае необходимости позволят в будущем избежать буллинга. Именно в первом классе педагог и родители должны сделать все от них зависящее, чтобы в детском коллективе установились здоровые отношения. Тогда вероятность того, что ваш ребенок окажется жертвой травли или агрессором, будет существенно ниже.

Можно ли предупредить буллинг в отношении своих детей? Ответ психолога Онлайн-школы №1 Киры Гольдштейн - "Да"

Для предупреждения буллинга психолог рекомендует работать с ребенком, а именно:

  • Прививайте ребенку навыки психологической защиты, учите его технике общения с другими людьми.
  • Учите ребенка отстаивать свою позицию, различать манипуляции и распознавать ложь.
  • Повышайте самооценку ребёнка.
  • Учите детей общаться с такими друзьями, которые помогают развивать их уверенность в себе.
  • Учите не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы.
  • Участвуйте в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители
  • Приглашайте, общайтесь с одноклассниками ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует.
  • Помогайте ребёнку стать членом классного коллектива.
  • Налаживайте контакты с учителями и одноклассниками вашего ребенка.

"Запомните: буллинг не закаляет характер, он отравляет жизнь. Пожалуйста, не говорите своим детям, которые пришли к вам с жалобами на буллинг, что “ничего страшного”, “умей за себя постоять”, “все пройдет”.

Справиться с проблемой самостоятельно ребенок не может, потому что буллинг — это огромный стресс. В таких условиях детям становится трудно взвешенно реагировать на происходящее. Также возникает страх, что нападки будут продолжены, и часто жертвы буллинга впадают в отчаяние и перестают доверять окружающим. Они чувствуют себя одиноко, не понимают, к кому обратиться за поддержкой и защитой. И если родители не поддержат ребенка, когда он пришел к ним с проблемой, то в дальнейшем он предпочтет промолчать и останется наедине со своей бедой," - отмечает психолог Онлайн-школы №1 Кира Гольдштейн.

Вместе с этим психолог Надежда Голикова отмечает, что за здоровые отношения в классе отвечает педагог и к нему необходимо более внимательно присмотреться: "Буллинг в младших классах зависит не от ребенка, а от контролирующего взрослого, в данном случае учителя. Поэтому, если хотите избежать возможных проблем, связанных с травлей, то необходимо хорошо присмотреться к первой учительнице, ведь именно от неё будет зависеть микроклимат в классе".

Указанные выше советы обязательно сработают. Если первоклассник не грустит по утрам, после уроков пребывает в хорошем настроении, с энтузиазмом рассказывает вам об учебных буднях, можете не беспокоиться: адаптация к школе проходит успешно.

x