Как британец чуть не улетел в космос на нацистской ракете - Inc News
, автор: Быстрова А.

Как британец чуть не улетел в космос на нацистской ракете

После Второй мировой войны у британцев появился дерзкий план отправить человека в космос с помощью нацистских ракет.

Летом 1945 года, когда война в Европе закончилась, силы антигитлеровской коалиции решили распутать тайну нацистских баллистических ракет «Фау-2». Оружие, которое разработал немецкий конструктор Вернер фон Браун, а строили военнопленные, не повлияло на исход войны, но имела потенциал изменить мир.

«Американцы, французы, россияне и британцы сражались на смерть за технологию баллистической ракеты» Фау-2 », - рассказывает Джон Беклейк, бывший глава инженерного отдела Лондонского музея науки.

Руководитель гитлеровского проекта «Оружие возмездия» Вернер фон Браун сдался американцам в мае 1945 года, после чего его тайно вывезли в США.

В том же месяце на Балтийском побережье советские военные захватили объекты, где ученый проводил исследования и испытания баллистической оружия. Французы тем временем собрали около 40 немецких ученых и инженеров, а британцы смонтировали ракеты для серии испытательных полетов.

В рамках научной операции «Обратный удар» британцы запустили несколько «Фау-2» на севере Германии. Ракеты упали в Северное море. Эксперимент оказался удачным - снаряды, как сообщается в отчете, приземлились в радиусе трех миль от целей, а это более точный результат, чем тот, которого удалось достичь немцам во время войны.

Инженеры, которые руководили испытаниями, поняли, что изобретение фон Брауна - это прорыв в области ракетной техники.

«Эта ракета была буквально из будущего, - говорит Джон Беклейк, который позже помогал реконструировать» Фау-2 «для экспозиции Музея. - Она была просто начинена высокими технологиями». Между тем, инженеры Британского межпланетного общества в Лондоне решили, что технология баллистической ракеты поможет им осуществить давнюю мечту о построении космического корабля, которая только пять лет назад казалась абсолютно вычурной.В 1946 году член общества, дизайнер и художник Ральф Смит выдвинул подробное предложение, как переделать «Фау-2» на шаттл, на котором первый человек сможет полететь в космос.

Масштабный проект Ральфа Смита под названием «Мегарок» предусматривал расширение и укрепление корпуса ракеты, увеличение количества топлива и замену боеголовки весом в тонну на капсулу с местом для пилота.

Ракета не была достаточно мощной, чтобы доставить человека на орбиту. Зато планировалось запустить капсулу с космонавтом (причем на эту роль предполагался только человек) параболической траектории на расстояние 300 000 метров над Землей.

Ракета планировали запустить под углом в два градуса. В космосе конусообразный корпус «Мегарок» должен раскрыться и высвободить капсулу с пилотом. Инженер Смит разработал два иллюминаторы в корпусе капсулы, через которые первый космонавт мог увидеть нашу планету из космоса: в течение двух минут на орбите он должен наблюдать за Землей, атмосферой и Солнцем. А во времена «холодной войны» «Мегарок» также должен стать идеальным средством шпионажа на территории противника - Советского Союза.

После пяти минут в невесомости капсула имела упасть на Землю. Ее теплоизоляционная оболочка защитила бы космонавта, а парашюты, которые должны были развернуться при падении, обеспечили «мягкую посадку». Отдельный парашют предусматривался и для ракеты, таким образом весь корабль можно было использовать снова.

Ральф Смит все хорошо продумал и разработал - от точных размеров ракеты к тяге двигателей и перегрузок, которые испытывает космонавт во время полета.»Проект был вполне практичным, - говорит исследователь истории космонавтики и редактор журнала Spaceflight Дэвид Бейкер, который изучал конструкцию» Мегарок ». - Все технологии на тот момент уже существовали, и воплощение проекта было вопросом трех-пяти лет».Дэвид Бейкер изучал технологию «Фау-2» в Соединенных Штатах. Большую часть своей карьеры он работал космическим инженером над программой НАСА Space Shuttle. По его словам, «Мегарок» на 10 лет опережал свое время. «К 1951 году Великобритания могла бы уже неоднократно запускать людей в космос баллистической траектории», - говорит он.Инженер Ральф Смит представил свой проект в Министерстве поставки Великобритании в декабре 1946 года, но через несколько месяцев проект отклонили. Ученый прекратил работу над «Мегарок» и начал работать над разработкой воздушно-космических самолетов и гигантских орбитальных станций.

Несмотря на свою ведущую роль в операции «Обратный удар», Великобритания решила отказаться от разработки технологий «Фау-2» и сосредоточить свои довольно ограниченные научные ресурсы на авиации и ядерных технологиях.

«Британия потратила все деньги на спасение свободного мира, - говорит Джон Беклейк. - Мы были банкротами».

«К сожалению, это предложение появилось в наиболее трудное для страны время, - соглашается Дэвид Бейкер. - В 1946-1947 годах мы просто не имели это возможностей».

На другой стороне Атлантики ситуация значительно отличалась. Американские военные предоставили Вернеру фон Брауну все необходимые ресурсы для разработки следующего поколения ракеты «Фау-2». Результатом его труда стал летательный аппарат «Меркурий-Редстоун», на котором в 1961 году первый американский космонавт Алан Шепард, полетел в космос.

Первый пилотируемый космический корабль США странно напоминал конструкцию Смита. «Редстоун только по форме отличался от» Фау-2 », - говорит Джон Беклейк. - Внутри у него не было никаких новых технологий, и Шепард полетел в нем на орбиту».

Если бы британское Министерство поставки ответил бы «да», первым в мире космонавтом мог бы быть британец. «Великобритания опередила США на 10 лет, - вздыхает Дэвид Бейкер. -» Мегарок »- это по сути» Меркурий-Редстоун ».

«Печально об этом думать, - говорит исследователь. - С другой стороны, это замечательно - показать миру, что возможно, мы и не были впереди всех по экономическим и социальным уровнем, однако в технологиях мы были первыми».

Это могла бы быть очередная история несбывшихся планов, место которой - в архивах Британского межпланетного общества, если бы она не имела четких параллелей с современной эпохой частного ракетостроения, личных спутников и инновационных космических аппаратов.

Строительство новых космических кораблей многоразового использования в условиях ограниченного бюджета - это именно то, чем занимаются такие компании, как Virgin Galactic и Xcor. Другие мелкие фирмы, например британская компания Reaction Engines, разрабатывают инновационные системы двигателей для будущих космических кораблей.

«Дух» Мегарок «живет, - говорит Дэвид Бейкер с воодушевлением. - Нам нужны политики-энтузиасты, которые бы понимали истинную ценность инвестиций в такие вещи. Однажды мы это сделали, и можем сделать снова».

x