Там, где нас нет: о спектакле "Зойкина квартира" в Театре им. Пушкина - Inc News
, автор: Нестерова А.

Там, где нас нет: о спектакле "Зойкина квартира" в Театре им. Пушкина

Пьеса М. Булгакова получила новое сценическое воплощение, очень наглядно демонстрирующее, как квартирный вопрос испортил москвичей.

Источник фото: teatrpushkin.ru

73-й сезон в Театре им. Пушкина завершается громко — резонансным спектаклем "Зойкина квартира" в постановке Евгения Писарева.

Вечная булгаковская тема — квартирный вопрос — актуальна и для нашего времени. Режиссёр решил подать её в игривом стиле "кабаре" (что перекликается с одноимённым спектаклем Е. Писарева в Театре Наций), Кажется, получилось. Со сцены звучит шансон (вживую!), все веселятся и танцуют, зрителей ослепляет блеск вечерних платьев обитательниц ещё одной "нехорошей квартиры" на улице Садовой...

Зоя Пельц (Александра Урсуляк) существует под девизом "хочешь жить — умей вертеться", регулярно давая взятки главе домкома Аллилуйе (Сергей Миллер). Тот охотно закрывает глаза на незаконную деятельность гражданки, изо всех сил пытающейся сохранить "шик, блеск, красоту" во всех своих семи комнатах.

О былом шике и блеске в доме Пельц напоминает лишь потолок с лепниной. Чёрные стены и пол покосились (намёк на глобальную нестабильность, неустойчивость), да и обстановка весьма скудная — несколько предметов мебели — старой, нестильной, немодной. Другие персонажи вносят в атмосферу этого жилища раздрай вместо столь желанной гармонии — служанка Манюшка (Елизавета Кононова) очень юна и поэтому столь же глупа, Павлик Обольянинов (Александр Дмитриев) падок на всяческие соблазны в виде запрещённых веществ. По этой причине — слаб, безволен и труслив; при малейшей опасности ищет защиты у Зои, как малое дитя у матери.

Спектакль "Зойкина квартира" в Театре им. Пушкина

Источник фото: teatrpushkin.ru

Но Зоя не умеет защищать и любить, хоть и пытается казаться милой и чуткой по отношению к Павлу, периодически входит в роль "мамочки". Она умеет только выживать. А это возможно лишь при "железном" характере и такой же хватке. Эта героиня умело подключает прочих обитателей квартиры к игре, которую задумала (по её словам, для общего блага). Открыв публичный дом под прикрытием ателье, она будто бы разыгрывает спектакль перед домкомом и перед теми, кого называет своими помощниками. Особенно очевидным драматический талант гражданки Пельц становится во втором акте — она и танцует, и проникновенно поёт "Не мешайте мне сегодня жить", и картинно заламывает руки — настоящая актриса, всё сделает, только бы не прикрыли её "ателье"...

Спектакль "Зойкина квартира" в Театре им. Пушкина

Источник фото: teatrpushkin.ru

Постоянными посетителями этого заведения становятся такие же, как она — люди, потерявшие жизненные ориентиры, оказавшиеся на распутье. Быдловатый кузен Зои Аметистов (Александр Кубанин), отчаявшаяся красавица Алла Вадимовна (Анна Кармакова), китаец-херувим (Назар Сафонов) — все они грезят уехать из страны, однако для этого необходимы немалые деньги. А зарабатывать честным трудом никто из них не горит желанием. Они то и дело заговаривают об отъезде, поют про "другую жизнь и берег дальний", уверенные, что "там" точно будет лучше, чем "здесь". Но ведь известно, что хорошо только там, где нас нет. Невдомёк это и персонажам спектакля, живущим и эпоху НЭПа, и многим из наших современников, по-прежнему ищущих лучшей жизни.

А её нет. Нет "лучшей" жизни нигде, впрочем, как и "худшей". Есть жизнь обычная, которую кому-то (как главной героине) проще превратить в спектакль, чем смириться с реальностью. Примиряться с чем-либо Зое крайне сложно, о чём свидетельствует её исступлённый крик в финале: "Прощай, прощай, моя квартира!". В первые секунды этот крик вызывает сочувствие, но на смену ему быстро приходит смех — от реальности ведь, как и от себя, никуда не деться.

Спектакль продолжит радовать зрителей в новом театральном сезоне.

Возрастное ограничение — 18+.

x