Невыносимая хрупкость: о спектакле "Чужое счастье" учебного театра ЯГТИ им. Ф. Шишигина
Без пяти минут выпускники Ярославского государственного театрального института приняли участие в фестивале студенческих спектаклей "Твой шанс".
Московский Театральный центр "На Страстном" который день подряд наполнен молодой творческой энергией — до 20 апреля здесь проходит фестиваль студенческих спектаклей "Твой шанс", позволяющий будущим актёрам из разных городов блеснуть мастерством перед столичной публикой.
16 апреля зрительским вниманием безраздельно владели студенты 4 курса Ярославского государственного театрального института им. Фирса Шишигина. Они представили дипломный спектакль "Чужое счастье" (12+) по пьесе "Светит, да не греет" (А. Н. Островский, Н. Я. Соловьёв).
Поначалу ощущается некоторый дискомфорт от несоответствия возрастов героев пьесы и актёров (ведь в произведении несколько возрастных персонажей, а на сцене — задорная молодёжь). Но по прошествии первых нескольких минут спектакля это ощущение рассеивается — вот и Худобаев (Павел Камчаткин) — уже самый настоящий 50-летний чиновник, и Ильич (Эрнест Манасян, Евгений Руссол) со Степанидой (Диана Бароян, Арина Курноскина) — очень достоверные пожилые супруги, непрерывно друг на друга ворчащие... Образы постепенно "садятся" на молодых актёров и сливаются с ними, как идеально подобранный костюм с фигурой, Да и линия взаимоотношений главной героини — Анны Ренёвой (Анастасия Савкина) с другими жителями имения так увлекает, что неважно уже, кому из них сколько лет...
Образ "барышни" Ренёвой броский, дерзкий. Кажется, актрисе очень комфортно в таких резких движениях и "металлических" интонациях. Эта яркая женщина — Анна Владимировна Ренёва — владеет не только имением. Она — лидер, подчиняющий своей воле всех и всё вокруг. Ей не составит труда разбить чужое счастье... Просто так, от скуки.
"Чужое счастье" — классическая драма. Режиссёр Татьяна Куценко выстроила действие таким образом, чтобы отражённые в сюжете драмы (первая из которых разворачивается внутри одного человека, вторая — разрушает отношения двоих) не затмевали одна другую, а были равноценными частями спектакля.
Скучающая "барышня" не знает, чем себя занять, оставшись без средств к существованию. Она возвращается на родину в надежде продать имение и заработать, но вместо этого всецело отдаётся другой идее.
В одну из ночей она становится невольной свидетельницей романтической встречи Оли Васильковой (Эллина Сенчихина, Ульяна Бондарева) и Бориса Рабачёва (Максим Шведов) — дочери бывшего владельца этого имения и её ближайшего соседа. Важность продажи дома меркнет в глазах красавицы Ренёвой перед необходимостью разрушить хрупкое счастье влюблённых. Ей кажется, что это легко, ведь Оля — простая, наивная девушка, а она — дама светская, образованная, запросто завладеет сердцем любого мужчины. Ренёва уговаривает Бориса поухаживать за ней будто понарошку — пару раз покататься по реке на лодке, петь песни при луне... Ведь ей так скучно здесь, в глуши. Борис неохотно соглашается. Оля подозревает неладное. Когда ощущение "неладного" зарождается и в сердце самого Бориса, становится уже поздно.
Он ходит на свидания с "барышней" по ночам. Для Оли же это время суток становится роковым — теперь именно ночью ей особенно тревожно...
Стоит отметить интересное решение художника по свету — переход из одного времени суток в другое в спектакле осуществляется именно с помощью освещения. Утро — яркий белый свет. День — жёлтый. С наступлением сумерек свет постепенно приглушается. А ночью становится пронзительно синим — холодным и тревожным. Переходы осуществляются плавно, нет никаких вспышек, от частой смены освещения совсем не устают глаза. Время обозначается и при помощи звука — днём тихонько чирикают птицы, ночную тишину разрезают голоса сверчков. Эти звуки также передают колорит глубинки — зрителю легче погрузиться в происходящее, проникнуться атмосферой (этому способствуют также бытовые сцены — персонажи-мужчины пилят и рубят дрова, умываются, зачерпывая ладонями воду из кадушки).
За попытками разбить чужое счастье Ренёва не замечает что её собственное счастье, в общем-то, в её руках. Она жаждет любви, но не видит, как влюблены в неё окружающие мужчины. Создавать своё — сложно, разрушать чужое — гораздо легче, а такие, как она, не любят, когда сложно...
Да и остальные герои, кажется, не слишком это любят. Они, как и большинство из людей, падки на соблазны и подвержены слабостям. Борис, производящий поначалу впечатление человека, твёрдо стоящего на ногах — не исключение. Но в результате его ошибки пострадала Оля. И снова — ночью, темнота которой на сей раз была не так кромешна — в небе взошла огромная луна. Она будто бы подсветила случившееся.
И невыносимую хрупкость счастья.