Рецензия на спектакль «Феллини. 8 1/2» в Театре им. Е. Вахтангова
Режиссёр Лейла Абу-аль-Кишек представила свою версию событий, изложенных в знаменитом фильме великого итальянца.
В Театре им. Е. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Феллини. 8 ½». В основу его положен сценарий величайшего фильма в истории мирового кинематографа «Восемь с половиной» (1963) Федерико Феллини. Режиссёр Лейла Абу-аль-Кишек давно хотела соприкоснуться с мэтром в своём творчестве, и вот, теперь воспользовалась представившейся возможностью. «Спектакль – не буквальное переложение киносценария на сцену. Это ни в коем случае не попытка сыграть фильм и Марчелло Мастроянни. Сценическая версия приближена к реальной истории самого Феллини», - говорит она.
А история эта проста, по крайней мере, на первый взгляд. Режиссёр Гвидо Ансельми хочет снять фильм, после успешных предыдущих. Ему выделен большой бюджет, построены масштабные декорации, активно проводятся кастинги, а целостная картина не собирается. Вдохновение – коварная штука - то приходит, то уходит, процесс создания буксует, режиссёра поторапливают то продюсеры, то актёры, а он не может ничего сделать. Лишь стараться, пытаясь придумать что-то новое, объединить разрозненные идеи и обрывки воспоминаний, фантазии и размышления о смысле жизни и творчества. По сути, мы видим, как на сцене разыгрывается экзистенциальный кризис, перемежаемый монологами и диалогами. Действия как такового не очень много – встречи, разговоры - да оно и не нужно. В фокусе – внутренний мир человека, внутренний мир художника и вопросы, вопросы, вопросы…
Спектакль «Феллини. 8 ½» будет интересен всем, кто ощущает себя в душе художником. Как известно, в каждом есть божественная искра, главное, её зажечь. Неважно, если ваша сфера далека от кинематографа или живописи, создавать новое можно везде. А вот посмотреть на то, как паззл не складывается, и как творец пытается справиться со сложностями, это бывает очень полезно. И Федерико Феллини 60 лет назад оказал всем большую услугу, сняв «8 ½» и показав на экране, как это бывает у больших художников и как тяжело бывает вновь браться за дело, когда уже вкусил успех.
Абу-аль-Кишек в беседе с журналистами отметила, что особенно её привлекает в этой истории то, как объёмно она рассказана. Действительно, Гвидо Ансельми переживает на протяжении повествования несколько важных встреч, высвечивающих его внутренний конфликт с разных сторон. Любовница, жена, мимолётное увлечение в лице молодой актрисы, продюсеры, кардинал, сценарист, журналисты и др. Все они создают своеобразный парад планет вокруг центра, в котором находится главный герой. В спектакле его играет Владимир Вдовиченков. Играет широко, размашисто, обаятельно. Что-что, а харизмы ему не занимать. На мой взгляд, чуть-чуть не хватило ершистости и помятости, чтобы ещё больше соответствовать мятущемуся складу характера. А так, выглядел Владимир на сцене импозантно, пластика прекрасная, голос обволакивает. А улыбка в конце спектакля, вообще, венец творения.
Анна Дубровская в роли жены Гвидо также совершенно очаровывает – изяществом, грацией, несгибаемостью своей героини. Кто-кто, а её Луиза даст фору любой из окружения мужа. Она-то прошла с ним огонь, воду и медные трубы и в глубине души знает, никуда он от неё не денется, куда бы ни заводили его творческие искания.
Отдельно хотелось бы сказать про стиль спектакля. Он достаточно лаконичный. Минимум декораций, почти нет внешних эффектов. Изредка «проскальзывает» музыка Нино Рота и звучит гармошка альтер-эго Ансельми. Тем интереснее наблюдать за происходящим на сцене. Всё, опять же, направлено на то, чтобы объёмно, фактурно изобразить конфликт главного героя, на контрасте с минималистской средой показать богатство его внутреннего мира. Спектакль «Фелинни.8 ½» будет идти на Новой сцене Театра им. Е. Вахтангова в ближайшие месяцы. Сейчас билеты можно приобрести уже только на апрель. Поэтому стоит поторопиться. Возрастное ограничение +16.