Рецензия на спектакль в театре им. Е.Б. Вахтангова "Обратная сторона медали"
Спешите увидеть современную драму-комедию о непростых отношениях в одной отдельно взятой семье.
В Театре имени Евгения Вахтангова новый спектакль, по пьесе француза Флориана Зеллера. Спектакль о том, что мы часто делаем не то, о чём говорим, а говорим не то, о чём думаем. Игра контекста с подтекстом разворачивается на сцене в отдельно взятой семье. Таких во Франции, да и в России, миллионы. Он - издатель, она - преподаватель. Средний класс в домашней обстановке. С двусмысленными диалогами после работы, намёками на неприятные темы, зваными обедами по выходным, неиссякаемой тягой к сравнению, кризисами среднего возраста и т.п.
Поставил спектакль Эльдар Трамов. Это его дебют в качестве режиссёра. Постоянные зрители театра знают его по актёрским работам в таких спектаклях, как "Танго между строк", "Царь Эдип", "Соломенная шляпка". В качестве постановщика он помогал Римасу Туминасу в "Войне и мире", и вот, теперь полноценное творческое детище по одноимённой, написанной на раннем творческом этапе, пьесе Зеллера. Почему выбрана "семейная" драма, трудно сказать. Творец работает с материалом, который ближе, прежде всего, ему самому. Но тема "ячейки общества" близка и каждому зрителю. Это то, с чем каждый из нас сталкивается в повседневной жизни. Отношения супругов, отношения друзей, отношения с возрастом, отношения с мечтами, отношения с жизнью и с самими собой. Спектакль "Обратная сторона медали" позволяет через разыгрываемое на сцене действо заглянуть в себя и спросить: кто я? что я? как живу? как развиваюсь? куда иду? кого люблю? счастлив ли я? Долгое "послевкусие" после "Обратной стороны медали" гарантировано.
Как и в любой хорошей пьесе, конфликт в произведении многоуровневый. Хотя основных героев всего четверо - двое мужчин и двое женщин. Вернее, пятеро, домработница (Светлана Йозефий) выступает своеобразным рефреном, появляясь в квартире Даниэля и Изабель в "стыковочных моментах", в промежутках между активными фазами сценического взаимодействия. Она неприметна, во всём чёрном, незаметно приходит прибраться и также незаметно уходит. Но когда на сцене зашкаливают эмоции, и "женский" конфликт, зрелости и молодости, выходит на авансцену, скромная домработница поддаётся и вслед за Изабель (Яна Соболевская) и Эммой (Ася Домская/Ника Здорик) задорно оголяет ножку.
Но центральное место в спектакле Трамова всё же занимает "мужской конфликт". Главный "мотор" драматургии - это Даниэль (Евгений Князев) с его чувствами, мыслями, реакциями. Именно он двигает всё действие. Именно за его метаниями мы наблюдаем, когда "раздражитель", "старый-давний" друг Патрик (Игорь Карташёв) приводит к нему в дом молодую любовницу. Да, это так по-французски, скажет кто-нибудь из зрителей, и будет прав. Любвеобильность и игривость у этой нации в крови. Но кто возразит, что и российские мужчины не могут испытывать подобных эмоций. Тематическая универсальность, степень художественных обобщений, которые демонстрирует Зеллер, а вслед за ним и Трамов, высшего порядка.
Причём, автор позиционирует "Обратную сторону медали", скорее, как драму. Тогда как вахтанговцы предлагают её зрителю с уклоном в комедию. Да, общеизвестно, что этот жанровый симбиоз - один из самых выигрышных для театральной постановки. Ведь и жизнь наша зачастую "гремучая смесь" печального и смешного. Поэтому спектакль получился таким актуальным, живым, искромётным, ироничным, грустным и забавным одновременно. И конечно, не было бы всей феерии на сцене без замечательных исполнителей: Князева, Соболевской, Карташёва, Домской, Здорик и Йозефий. Они демонстрируют невероятную слаженность своего актёрского ансамбля, пьеса смотрится на одном дыхании. Даниэль Князева трогателен и шаловлив, Изабель Соболевской иронична и строга, Патрик Карташёва хвастлив и вызывающ, Эмма Домской соблазнительна и игрива.
В заключение хотелось бы отметить стилистику новой постановки. Художник Максим Обрезков сделал невероятное. Оформление можно описать как чёрно-белый монохром с вкраплениями алого цвета. Парижский шик олицетворяет Изабель в своём сидящем как влитой, пиджаке "шанель" и широких брюках-палаццо, позже сменившая их на пышную юбку. Ей под стать Даниэль в чёрном велюровом костюме, переодевшийся для приёма гостей. Эмма вульгарна в дорогом платье и норковом манто, а Патрик щеголяет в новомодной кожаной куртке и "белых штанах", мечте Остапа Бендера. Спектакль "расписан" чёрно-белой гаммой, один серый диван на сцене чего стоит в день приёма гостей. Но когда наступает время прозрений, "хромакей" окрашивается в красный цвет, и ты понимаешь, страсти кипят нешуточные.
Увидеть спектакль "Обратная сторона медали" можно на Новой сцене театра имени Евгения Вахтангова в июне. Билеты ещё есть в продаже. Возрастное ограничение: +16.