Пишет то, что есть: Особенности пяти шедевров Эдуарда Мане
23 января исполняется 190 лет со дня рождения одного из первых художникв-импрессионистов.
Эдуарда Мане называли революционером в искусстве. Но он, похоже, считал себя (и в искусстве, и в жизни) реалистом. Нередко он говорил: "Я пишу то, что есть, а не то, чего нет!".
Его работы действительно очень "земные" — художник изображал лишь то, что можно видеть и осязать. Но при каких обстоятельствах рождались творения Мане? Кто вдохновлял его? Чем руководствовался он при выборе цветовой гаммы нового творения? Ответы на подобные вопросы известны только самому Эдуарду Мане, но почему бы не попробовать составить историю возникновения его картин, исходя из общедоступных сведений о них?
"Бар в Фоли-Бержер" (1863).
Создавая эту картину, автор, видимо, решил показать нам зазеркальный мир, мир отражений и преломляющегося света.
Если вглядеться в женщину, изображённую на полотне, внимательнее, можно заметить, что её "передний план" и вид, показанный через отражение в зеркале, не соответствуют друг другу (в зеркале мужчина). Каждый волен трактовать этот приём так, как ему угодно: оптическая иллюзия; двуличность изображённого человека; игра, которую затеял с нами мир отражений... — в искусстве не существует правильных и неправильных трактовок чего-либо.
"Кабачок" (1878).
Героев этой картины двое — один изображён в профиль, с курительной трубкой во рту. Другой сидит рядом за столом, но зритель не видит лица этого человека. Второй мужчина за столиком настолько незаметен, что и увидеть его можно не сразу. Существует убеждение, будто бы "Кабачок" — не самостоятельное произведение искусства, а всего лишь набросок другой картины. Какой — доподлинно неизвестно. Но известно ещё кое-что: на создание этой картины художника вдохновил роман Э. Золя "Западня".
"Портрет мадмуазель Изабель Лемонье" (1879).
Это — единственная картина Эдуарда Мане, выставленная в Эрмитаже. Данный портрет считается одним из самых красивых изображений женщины в истории живописи. Глядя на героиню картины, трудно поспорить с этим.
"Молодая женщина в испанском костюме" (1863).
Эта картина — своеобразное подражание творению Ф. Гойи "Маха одетая". Смотрите сами. Выше — женщина, изображённая Мане, а это — та самая "Маха". Сходство прослеживается даже в положении тела изображаемой — руки под головой, ноги сложены вместе. Да и "луки" обеих женщин похожи — полупрозрачный низ и непрозрачный верх, дающий зрительской фантазии пространство:
"Портрет Эмиля Золя" (1868).
Изображённый на картине писатель — один из литературных "кумиров" Эдуарда Мане. Примечательно, что позднее и Золя проникся творчеством художника. Увидев свой портрет, Золя был поражён. Он написал несколько статей, в которых активно защищал Мане от критики собратьев-художников. После смерти Золя (1902 г.) картина осталась у его вдовы, затем та подарила портрет Лувру с необычным условием: она сохранит это творение Мане у себя до своей смерти, и только потом оно отправится в музей. Условие было выполнено, из-за чего портрет Золя попал в Лувр только в 1925 году. А через 61 год его передали в Музей Орсе, где он и находится на сегодняшний день.