Немного голубей и много любви: о спектакле "Любовь и голуби" Театра на Юго-Западе
Яркий пример того, насколько сильно сценическое воплощение пьесы может быть не похоже на её экранизацию. Те, кто не решается посмотреть спектакль из-за опасений невольно начать сравнивать его с кинолентой, могут смело отбросить все сомнения и идти в театр.
"— А если это любовь, Надя?
— Кака любовь?..
— Така любовь!"
Этот бесхитростный диалог героинь фильма Владимира Меньшова "Любовь и голуби" помнят если не все, то очень и очень многие.
Но воспринимают его все по-разному: кто-то смеётся над забавной манерой обеих женщин говорить, кто-то сопереживает брошенной мужем Наде, а кто-то поддерживает наконец нашедшую своё счастье Раису Захаровну. И фильм также воспринимается зрителями по-разному. Одни видят в нём исключительно комедийную составляющую, другие — драму, щедро приправленную искалеченными судьбами героев.
Но спектакль "Любовь и голуби", поставленный в Театре на Юго-Западе Заслуженным артистом РФ Олегом Леушиным предлагает совершенно иной взгляд на историю семьи Кузякиных. Не совсем трагический и не очень комедийный. Но такой, который помогает увидеть в этом спектакле любовь в самых светлых, самых лучших её проявлениях. Не измену, не предательство, не равнодушие, а только любовь, в чистом виде.
Деревенские жители живут просто, скромно, и чувства свои выражают просто, прямолинейно, не лицемеря и не таясь. Именно поэтому Василий (Александр Шатохин) по-мальчишески искренне радуется купленным голубям, Надя (Заслуженная артистка РФ Карина Дымонт) самозабвенно ругает мужа, а дядя Митя (Константин Курочкин) и тётя Шура (Заслуженная артистка РФ Галина Галкина) темпераментно выясняют отношения.
Зрителей погружают в действо ещё до заветных трёх звонков. В зрительном зале — тёплый запах дерева (настил планшета сцены — деревянный, да и минималистичные декорации — голубятня, лестница — тоже), слышны крики петуха и робкое чириканье пташек. Потому и не возникает удивление, когда спектакль начинается протяжной народной песней. Девичий хор (Татьяна Городецкая, Елена Шестовская, Илона Барышева) наполняет пространство чистыми, мощными голосами и плавными движениями, а вот главные герои спектакля двигаются и перемещаются отрывисто, нервно. Вся их жизнь — спешка, обилие домашних дел и нелёгкий труд. И хор, периодически разбавляющий эту стремительность своей напевностью и плавностью (звучат и народные песни, и частушки), уравновешивает темпоритм спектакля.
Большинства крылатых фраз, звучащих в фильме, здесь нет, однако присутствуют те акценты, которые упомянуты в пьесе Владимира Гуркина, но вырезаны из экранизации. Так, например, зритель узнает, что умницу и красавицу Люду (Любовь Ярлыкова) бил муж, а лечить "органы движения" Василий отправляется не абы куда, а в солнечный Баку. Образ Раисы Захаровны (Елена Шестовская) дополнен, доработан, благодаря чему становится понятно, на что польстился Вася (разве можно не очароваться утончённой дамой, наизусть цитирующей Цветаеву и умеющей вальсировать?..). Такую разлучницу хочется и понять, и посочувствовать ей — она оторвана от реальности, она наделила обычного деревенского работягу чертами благородного принца и влюбилась в этот образ...
Сюжет незачем пересказывать, но в спектакле сделан акцент на нежность в отношениях Надежды и Василия. Она, эта нежность, проглядывается даже там, где ей, казалось бы, нет места — и в сцене скандала из-за голубей, и в момент чтения того самого письма с курорта, и на тайном свидании после роковой ошибки — она ругает его, но как будто не всерьёз. Ругает, а сама тянется к нему. Он оправдывается перед ней, но в этих оправдательных интонациях слышится непроизносимое "люблю". Да и циник дядя Митя признаётся супруге в чувствах напрямую, теми самыми словами... А завершается эта история тёплыми, трепетными объятиями главных героев. Они, совсем как взмывшие в небо голуби, друг без друга не могут.
Така (c) любовь...
Ближайший спектакль состоится 28 ноября.
Возрастное ограничение — 16+.