Ощущение волшебства: о спектакле "Ночь перед Рождеством" Театра им. Н. Сац - Inc News
, автор: Нестерова А.

Ощущение волшебства: о спектакле "Ночь перед Рождеством" Театра им. Н. Сац

С 6 января спектакль идёт в столичных кинотеатрах в рамках проекта "Театр в кино".

Источник фото: teatr-sats.ru

Пожалуй, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац — один из тех немногих, в котором постановки для юной аудитории создаются именно для детей — в них отсутствует юмор, понятный только взрослым, нет излишнего морализаторства и неуместной снисходительности по отношению к маленьким зрителям.

Прикоснуться к прекрасному теперь могут и завсегдатаи кинотеатров — проект "Театр в кино" уже успел подарить зрителям возможность увидеть на большом экране "Реверс" Московского Театра Мюзикла, "Щелкунчик" в исполнении учеников Н. Цискаридзе, идущий на сцене Мариинского театра... А первой премьерой нового, 2024-го года стала "Ночь перед Рождеством" (6+) в театре им. Н. Сац (режиссёр — Георгий Исаакян, режиссёр кино-версии — Валерий Спирин).

Спектакль по самой рождественской повести Н. Гоголя предваряет увертюра Н. Римского-Корсакова (вполне взрослое, в самом позитивном смысле этого слова, начало) и плавно падающий с небес снег. Маленькую деревеньку укрыла ночь, освещаемая лишь молодым месяцем с залихватскими усами, да бесчисленным множеством звёзд, красующихся на занавесе, на заднике и иногда — на экране, изображения с которого дополняют визуальный ряд спектакля.

Создатели "Ночи перед Рождеством" переносят зрителей будто бы в страну игрушек — декорации состоят из маленьких заснеженных домиков с подсвеченными окошками. Они утопают в сугробах. В каждом такой домике — своя жизнь. Но уже в следующую секунду фокус внимания перемещается с земли на небо — там появляется обаятельная ведьма Солоха (Людмила Бодрова) на метле, а с ней — трусоватый Чёрт (Максим Усачёв). Вместе они разрабатывают план мести кузнецу Вакуле (Пётр Сизов), однако герои при этом не выглядят зло или пугающе. Они, скорее, забавны и слегка неуклюжи, чем отчасти напоминают себя же в фильме Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1961).

Спектакль "Ночь перед Рождеством

Источник фото: teatr-sats.ru

Но другие персонажи этой истории резко отличаются от своего экранного воплощения, благодаря чему эта "Ночь перед Рождеством" не превращается в перенос фильма на сцену, а остаётся самостоятельным произведением. Вакула здесь более спокойный, степенный, красавица Оксана (Альбина Файрузова)— не едва вышедшая из детского возраста круглолицая хохотушка, а вполне взрослая девушка, знающая себе цену и отдающая себе отчёт в собственных словах...

Динамика спектакля такова, что юный зритель не успевает заскучать — картины сменяют одна другую, действие перемещается из хаты в хату, с улиц маленького хутора в стольный град Петербург, с земли в небо и обратно. Герои не столько исполняют полноценные арии, сколько ведут вокальные диалоги, перебрасываясь запевками (стоит отметить, что все реплики пропеваются чётко, слышен каждый звук, поэтому даже те, кто скептично настроен по отношению к оперным постановкам, получат истинное удовольствие). Если прислушаться, то можно уловить в киноверсии крупицы зрительских реакций на происходящее. Весёлый смех свидетельствует о том, что и большим, и, главное, маленьким всё понятно, они эмоционально включены в каждую из сцен. И, кажется, даже не обращают внимание на то, что многие моменты, отражённые в повести, отсутствуют в этой коротенькой атмосферной опере. Не это важнее всего, а ощущение волшебства — одинаковое у всех, независимо от возраста.

спектакль "Ночь перед Рождеством

Источник фото: teatr-sats.ru

Интересно будет даже тем, кто предпочитает классике современные с технической точки зрения представления. Сцена полёта Вакулы на Чёрте воплощена с использованием компьютерной графики (как и сцена, в которой Пацюк (Олег Банковский) ест вареники со сметаной).

Этот спектакль — смесь всего того, что, на первый взгляд, несочетаемо — новых технологий и деревенского быта наших предков, смешливости и строгости, сказки и реальности. Но именно в новогоднюю и рождественскую пору становится возможным всё то, что в обычные дни сложно себе вообразить. Такая уж эта пора, волшебная. Красивая, искрящаяся на свету, как царицыны черевички, подаренные Оксане Вакулой.

Спектакль в рамках проекта "Театр в кино" можно увидеть в кинотеатрах Москвы до 14 января. Продолжительность — 1 час 20 минут.

x