Блокбастер на сцене: в Театре армии показали «Лавра»
Спектакль по одноимённому роману Евгения Водолазкина идёт больше трёх часов.
В театре российской армии показали спектакль «Лавр». Сюжетной основой послужил роман Евгения Водолазкина 2012-го года, удостоившийся престижной литературной премии «Большая книга». Постановку осуществил Новый театр под руководством Эдуарда Боякова, он же выступил режиссёром и вместе с Алексеем Зензиновым автором сценографии. Перед началом спектакля он ещё раз напомнил, что «Лавром» его театр продолжает держать курс на традиционализм, живой язык и актёрскую антропологию.
Масштаб тем и вопросов, затронутых в «Лавре», поражает. И театральный формат, конечно, усилил и сделал объёмным текст Водолазкина, позволив зрителям за 3 часа 20 минут получить представление о его характере, героях, проблематике и стилистике. На что ушло бы несколько дней или недель чтения, было понято и почувствовано всего за один вечер.
Сюжет моноцентричен. Мальчик Арсений, родившийся на стыке XV – XVI вв., проходит жизненный путь до старца, монаха-схимника Лавра. За годы детства, взросления, скитаний, взаимоотношений, странствий и молитв он трансформируется из обычного ребёнка, появившегося на свет в простой крестьянской семье, до святого, праведника и защитника болящих, обездоленных и тех, к кому несправедливы мир и судьба.
Талант Водолазкина, а вместе с ним и всего задействованного творческого коллектива Нового театра заключается в том, что это житие преподобного старца они рассказывают не шаблонным языком древнеславянских текстов, не нравоучениями средневековых трактатов, а живым, современным языком и живым языком выразительных средств, имеющихся у них в арсенале театрального искусства.
Спектакль, как сейчас принято, можно смело назвать иммерсивным или более привычным словосочетанием «спектаклем-погружением». Три с лишним часа пролетают для зрителя как один миг, происходящее на сцене смотрится на одном дыхании. На сцене показывается реальная жизнь с её горестями и радостями, победами и поражениями, приобретениями и потерями. Вместе с калейдоскопом событий из жизни Арсения – Устина – Лавра мы видим и ярко восстановленный быт наших предков: тесную связь с природой, веру в чудодейственную силу целителей, традицию решать важные вопросы на общественных сходах, поиск духовных откровений, стремление познать мир и др.
Спектакль наполнен красивейшим, протяжным пением, эффектными декорациями. Чего стоит один корабль на сцене, построенный в натуральную величину, и по сюжету попадающий в шторм. Или воссозданная на сцене река, на фоне которой разворачиваются народные гуляния во Пскове. Отрок Арсений играет на сцене… с живым волком, а святой Иерусалим появляется перед зрителями, словно из зыбучих песков Великий град перед средневековыми крестоносцами.
Смотреть «Лавра» однозначно стоит. Каждый, я уверена, найдёт для себя что-то близкое и родное, то, что отзовётся в душе и оставит после себя то самое послевкусие, ради которого мы все и приходим в различные храмы искусств. Следующие спектакли запланированы на 7-8 ноября в Театре российской армии, далее по расписанию. Есть возрастное ограничение: 16+.