Настольные игры в век тотальной цифровизации: польза для детей и взрослых - Inc News
Эксклюзив, автор: Кутман С.

Настольные игры в век тотальной цифровизации: польза для детей и взрослых

Настольные игры очень полезны и универсальны, когда дело доходит до стимулирования усвоения новых знаний и применения концентрации и творчества на практике.

Досуг, развлечения и обучение - вот некоторые из определяющих характеристик настольных игр. По этой причине это отличный вариант как для детей, так и для взрослых, хорошо провести время в компании, одновременно развивая новые интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки. Вместе с экспертами разберемся, какие преимущества есть у настольных игр, с какого возраста лучше всего приобщать детей к настольным играм, и почему не стоит этого делать раньше времени.

В детстве дети начинают формировать свою личность, узнавать свои вкусы и увлечения, а также расширять свои знания. В этом смысле настольные игры могут быть идеальным средством стимулирования их умственного развития, когда они весело проводят время с другими детьми или всей семьей.

"В наше охваченное тотальной цифровизацией время, когда бесспорное лидерство среди самых популярных видов развлечений у детей с самого раннего возраста заняли компьютерные игры и просмотр видео любая возможность для деятельности вне гаджетов представляется ценной. Поэтому очевидно, что пользу от настольных игр переоценить сложно, а отвечая на популярный среди подростков-лудоманов аргумент, что компьютерные игры также все это развивают, напомню о важности живого общения", - отмечает клинический психолог, магистр психологии, нейрореабилитолог Дарья Серебрякова.

Дети играют в настольную игру.

Источник фото: 123rf.com

Польза от настольных игр для детей

Давайте рассмотрим, в чем их преимущества настольных игр, и какую пользу они приносят детям:

Понимать правила и соблюдать их. Одна из особенностей настольных игр заключается в том, что у каждой игры есть набор правил, которым необходимо следовать, чтобы иметь возможность играть. Таким образом, это способ для детей понять правила и следовать им. Это будет способствовать обеспечению равных возможностей для игроков, а также облегчит выполнение домашних заданий как дома, так и в школе.

Сотрудничество и командная работа. Многие игры предполагают сотрудничество, общение и командную работу для достижения общих целей и разрешения конфликтов. Этот тип социальных навыков можно приобрести с помощью настольных игр, и они будут очень полезны для них, чтобы применять их на практике в повседневной жизни.

"Для ребенка настольные игры, помимо источника удовольствия, становятся средством освоения и развития собственной психической жизни, а также познания окружающего мира. Для взрослого совместные игры с ребенком могут стать возможностью укрепления детско-родительских отношений", - рассказывает психолог онлайн-платформы Грань.рф Юлия Кузнецова.

Словесное выражение. В играх вербальное самовыражение и общение - два очень важных элемента. Мы можем найти что угодно, от комментирования хода или действия до переговоров с остальными игроками. Таким образом, дети смогут улучшить свое самовыражение, повысить уверенность в себе и избавиться от страха публичных выступлений.

Учимся выигрывать и проигрывать. Играя с другими людьми, не всегда можно выиграть, и это важный урок, который дают настольные игры. Терпеть разочарование, не злиться, не обвинять других в проигрыше и радоваться победе других игроков - вот некоторые из основных аспектов, которым дети могут научиться в игре.

Умственные способности. Настольные игры помогают развить навыки, связанные с концентрацией внимания, творчеством, памятью.

"Игра стимулирует участки мозга, отвечающие за формирование памяти и сложные мыслительные процессы. Участие в игре помогает отработать основные когнитивные навыки, такие как память, внимательность, стратегическое мышление и умение принимать решения", - рассказывает Наталья Супрунюк, директор по маркетингу холдинга Hobby World, занимающегося созданием и реализацией настольных игр.

Для детей уделять внимание одному и тому же заданию в течение длительного периода времени может быть несколько сложно, особенно если учесть факт, что не всегда получается достигнуть желаемого результата. Однако настольные игры могут быть более увлекательным вариантом для стимулирования концентрации.

"Посредством игры ребенок не только познает мир, но и учится управлять своими психическими функциями. Изначально, например, наши память и внимание носят непроизвольный характер: дети обращают внимание на что-либо, когда стимул является достаточно выделяющимся из обстановки. Этим в том числе объясняется большая отвлекаемость ребенка по сравнению со взрослым. Но с течением времени и при регулярном упражнении мы становимся способными концентрироваться на чем-то одном в течение длительного времени, не отвлекаясь. И игры становятся «помощниками» в этом процессе", - объясняет Юлия Кузнецова, психолог онлайн-платформы Грань.рф.

Стратегия и принятие решений. Еще один аспект, который мы должны подчеркнуть, - это важность стратегии и принятия решений в любой игре. Неважно, какая тема или цель, во всех них малыши должны уметь принимать наиболее подходящие решения, чтобы достичь своей цели и приблизиться к победе.

Сочувствие. Совершенствуйте свое терпение, уважайте ходы других игроков, не пропускайте правила и управляйте своими эмоциями - вот некоторые ключи к эмоциональному интеллекту, которые напрямую связаны с настольными играми. При всем этом малыши научатся уважать других и прекрасно проведут время, играя в компании других детей или взрослых.

"Настольные игры могут помочь детям развивать эмоциональную интеллектуальность, так как они могут сталкиваться с различными эмоциональными ситуациями во время игры. Они могут учиться управлять своими эмоциями, выражать свои мысли и чувства, а также понимать эмоции других игроков", - поясняет эксперт портала телемедицинских консультаций Arimed Екатерина Курбатова.

Игра в "людо".

Источник фото: 123rf.com

Совместное времяпровождение, живое общение. В истории человечества настольные игры всегда были не только инструментом развития мыслительных способностей, но и уникальный коммуникационной площадкой.

"Особенность настольных игр в том, что за одной игрой могут встречаться представители разных поколений, а их результат, как правило, непредсказуем", - поясняет заведующая кафедрой киберспорта Факультета Игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия», кандидат педагогических наук, автор более 70 научных работ Елена Скаржинская.

С какого возраста приобщать детей к настольным играм

Выделяют так называемые сензитивные периоды для развития тех или иных психических функций, объясняет психолог онлайн-платформы Грань.рф Юлия Кузнецова.

Примерно с 1 года ребенок делает первые шаги – и это важный период для становления моторной координации, поэтому не стоит существенно ограничивать ребенка в движениях, и предлагать ему «сидячие» игры на постоянной основе.

В то же время, с этого возраста и до примерно 3 лет ведущей деятельностью ребенка становится предметно-манипулятивная деятельность. Это значит, что, предлагая ребенку для игры различные предметы, мы способствуем развитию не только моторики, но и восприятия – фундамента развития остальных психических процессов.

Ближе к окончанию этого периода, с появлением речи, можно предлагать ребенку игры для развития памяти, внимания, мышления. А примерно с 5 лет ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, через которую ребенок погружается в исследование различных социальных ролей.

Монополия.

Источник фото: 123rf.com

Ребенка можно приобщать к игре в настольные игры, начиная с трех лет. Наталья Супрук перечислила ряд причин, почему стоит это делать.

"Даже простые игры помогают юным игрокам различать цвета, считать поля и развивать зрительно-моторную координацию и ловкость при перемещении карт и фигур по доске. Настольные игры — это простой способ стимулировать здоровое развитие мозга у детей, побудить детей разного возраста объединяться и работать вместе. Настолки могут помочь тревожным детям научиться легче ориентироваться в дружеских отношениях, дают возможность качественно провести время с детьми без экрана", - отмечает директор по маркетингу холдинга Hobby World, занимающегося созданием и реализацией настольных игр.

При этом не рекомендуется предлагать игры для развития способностей ребенку раньше времени.

"Настольные игры рекомендуется активно использовать в период формирования основ различного мышления. Методы приобщения ребёнка к настольным играм следует подбирать в соответствии с возрастом личностного развития. Например, при формировании логического мышления полезны задания на «счёт в уме», а при формирования абстрактного мышления — задачи на анализ и самоанализ. Раньше настольные игры рекомендовали в школьном возрасте, но в информационном обществе мыслительные процессы ускоряются, поэтому дети уже в 5 лет (а некоторые и раньше) достаточно «созревают» для активного приобщения к настольным играм", - говорит заведующая кафедрой киберспорта Факультета Игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия», кандидат педагогических наук, автор более 70 научных работ Елена Скаржинская.

По словам эксперта портала телемедицинских консультаций Arimed Екатерины Курбатовой, примерно в возрасте 3-4 лет дети начинают интересоваться играми и могут учиться следовать правилам. Однако, следует избегать игр, которые могут быть слишком сложными для ребенка, так как это может вызвать разочарование и отвращение к играм в будущем.

Даже самые простые настольные игры могут оказывать положительное влияние на развитие детей. Они предоставляют возможность для обучения и развлечения одновременно, способствуя развитию различных навыков и способностей у детей младшего дошкольного возраста. Участие в настольных играх может приносить пользу как детям, так и взрослым. Кроме того, настольные игры могут помочь расслабиться и провести время с семьей и друзьями.

x