«Инструмент дьявола»: Почему скрипку в старину считали особым инструментом
Расскажем, почему скрипка имеет такую неоднозначную репутацию
Скрипка стала особым инструментом не только в оркестре, но и в общем в искусстве: скрипку очень часто связывают с Дьяволом, называя ее его инструментом.
Оттого и самих скрипачей часто связывали с чем-то необъяснимым, наделяя их темными силами. Скрипка напоминала людям женское тело своими мягкими, элегантными чертами, а ее тембр для многих создавал впечатление человеческого голоса.
Первые скрипки появляются в эпоху Возрождения, в XV-XVI веках, как раз тогда людьми и было придумано множество историй, связанных с возникновением этого инструмента. Например, одна из самых известных легенд гласит, что создателем скрипки является сам Дьявол. По мнению некоторых, он влюбился в прекрасную земную девушку, однако та отвергла его чувства, в результате чего первый разозлился настолько, что превратил свою возлюбленную в музыкальный инструмент, а неповторимый тембр голоса скрипки - плач несчастной девушки (удивительно, как в мире много грустных легенд и как мало весёлых).
По другой версии, тоже очень популярной ранее, неизвестный скрипач добавил в лак для скрипки кровь своей жены, из-за чего душа его супруги вселилась в инструмент, и теперь она мстит музыкантам. Эта легенда была особенно популярна в Европе, сейчас по ней снят фильм «Красная скрипка» (режиссер - Франсуа Жирар, 1998 год).
«Сумасшествие» ,Петр Косолап
Со скрипкой связано очень много сказаний о чертовых пирушках. Существует множество историй, рассказывающих, как ничего не подозревающих музыкантов в свое логово заманивает Дьявол: он притворяется богатым господином, обещая солидное вознаграждение за игру на скрипке на его празднике, а после того, как несчастный скрипач соглашается, ведьмы и черти не выпускают музыканта из своего логова, заставляя его развлекать их. Как правило, такие истории заканчиваются либо тем, что музыкант сбегает с большими потерями, либо он навсегда остается в неволе.
Что же касается не выдуманных сказок, а реальных историй, то можно вспомнить слова Джузеппе Тартини о его «Дьявольской сонате» или «Дьявольской трели»:
«Однажды, в 1713 году, мне приснилось, что я продал душу дьяволу. Все было так, как я желал — мой новый слуга был готов исполнить любое моё желание. Я дал ему свою скрипку, чтобы понять, может ли он играть. Как же я был ошеломлён, услышав такую замечательную и прекрасную сонату, исполненную с таким мастерством и искусством, которую я даже не мог представить. Я чувствовал себя заколдованным, не мог дышать, и тут я проснулся. Сразу же я схватил скрипку, чтобы хотя бы частично запечатлеть мой сон. Увы! Музыка, которую я тогда записал, является лучшим из всего написанного мной, и я все равно назвал её «Дьявольской трелью», но её отличие от того, что меня вдохновило, было столь огромно, что я разбил бы мою скрипку и навсегда распрощался с музыкой, если бы нашел возможность жить без того удовольствия, которое она мне доставляет».
«Смерть Паганини», Эдвард Окунь
А всемирно известный талант Никколо Паганини ещё при жизни напоминал людям о связи скрипки с Дьяволом: мало того, что музыканта связывали с ним просто так (в Средневековье и козу могли связать с Дьяволом, если она чем-то не угодила хозяину), так Паганини ещё и носил длинные волосы и имел необычную внешность: все это только подогревало слухи о связи скрипача с Нечистым. Да и сам Никколо особенно никогда эти слухи не опровергал, а иногда даже намекал на это. Быть может, скрипачу просто было весело от такого расклада, а может быть, Паганини действительно считал себя связным этого мира с Адом через скрипку.
Епископ Ниццы после смерти Никколо Паганини отказался отпевать тело, так что прах музыканта был окончательно похоронен лишь через 56 лет.
Франс Франкен Младший «Смерть, играющая на скрипке»
О Джузеппе Гварнери не просто ходили слухи, его напрямую обвиняли в связи с Дьяволом: якобы музыкант заключил договор с орденом иезуитов, по которому Гварнери должен был продавать членам ордена скрипки за бесценок. Некоторые верили, что Джузеппе заключил договор и с Дьяволом, дабы получить как можно больше выгоды и богатств, оттого скрипка в руках мастера приобретала необъяснимо прекрасные качества.
А вот Антонио Страдивари, к примеру, связывали наоборот с Богом. Ходили слухи, что в детстве музыкант получил благословение от Бога, потому Страдивари обладает таким талантом.
До сих пор неясно, что именно породило столько слухов о связи именно скрипки с Дьяволом. Исследователи предполагают, что скрипка, долгое время будучи инструментом простолюдинов из-за своего небольшого веса и компактности, часто была спутницей народных гуляний, где происходили некоторые события, порицаемые Церковью (пьянство, разврат и другие не слишком высокодуховные развлечения). Оттого и сама скрипка противопоставлялась «Церковным» музыкальным инструментам.
А быть может, такой простор для человеческой фантазии, связан с необычным для того времени, новым, но прекрасным звучанием скрипки: ведь по сравнению с большинством других музыкальных инструментов скрипка - очень молода.
Evening song - Anna Berent (1871)